Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле» (1867)

«Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.»
(с) Твардовский «Василий Тёркин»

Тиль Уленшпигель — герой народного творчества. Подобных ему можно найти во всех уголках мира. Достаточно вспомнить про Ходжу Насреддина, что также на осле путешествовал по арабскому Востоку, ёрничая и подтрунивая над каждым встречным. Таким же ярким персонажем является герой китайского «Путешествия на Запад» Сунь Укун. Уленшпигель мог жить на самом деле, но никто данного факта пока ещё не доказал. В сказаниях он появился много раньше того времени, в которое его решил поместить Шарль де Костер, сделав из Тиля борца за независимость от католической церкви и испанского владычества над странами современного Бенилюкса. Однако, именно Костер закрепил в памяти последующих поколений тот образ, от которого отталкиваются, вспоминая про Уленшпигеля. Пускай, он отныне становится героем народа, страдавшего от притеснений. Костер предложил такой вариант, который устроил практически всех.

Пепел отца стучит в сердце Уленшпигеля, заботы о гёзах (нищих) заменяют его лёгким воздух, лишь острый язык подобен кинжалу, сражая людей плодами софистических рассуждений. Тилю нравится играть словами, чем он занимается с самых первых страниц, выставляя себя за дурака, мнение которого трудно оспорить. Логика не будет работать, если твой оппонент начинает прибегать к диким аллегориям, находя в любом деле выход с помощью правильной комбинации слов. Со стороны кажется, Уленшпигель — мастер разговорного жанра, способный переговорить кого угодно. За яркими сценами проказ проходит детство Тиля, пока он не сталкивается со зверствами церкви и её ретивых служителей, нанёсших лично ему незаживающую душевную рану. Уленшпигель забывает о беззаботности, становясь оружием революции, неся людям уже совсем другие слова, наполненные возвышенными выражениями. Имя такого героя обязано было быть у всех на устах.

Литература о средних веках и временах более современных, если в сюжете присутствует католическая церковь, всегда угнетает. Повествование обязательно описывает зверства инквизиции, а также борьбу церкви за власть над людьми. Человечество превращалось в тупой инструмент, которым помыкали, лишая его права на собственные мысли об ином мироустройстве. Костер возводит всё в абсолют, вызывая у читателя чувство праведного гнева. Церковь не только зверствовала, но и наживалась всеми доступными способами, для чего достаточно вспомнить продажу индульгенций. Костер так красочно описывает данный процесс, что он больше напоминает деятельность страховой компании, навязывающей свои услуги. Отпущение грехов можно было купить на несколько жизней вперёд. И если кто отказывался покупать индульгенции, на того окружающие смотрели косо. Однако, покупка индульгенции не могла уберечь от инквизиции, пыток и казней, заполонивших земли Фландрии и Нидерландов.

События «Легенды об Уленшпигеле» касаются второй половины XVI века, поскольку в книге упоминаются император Священной Римской Империи Карл V, его сын Филипп II, король Франции Франциск I, штатгальтер Голландии и Зеландии Вильгельм I, а также сам факт борьбы против Испании и действующая система индульгенций, отменённая папой Пием V в 1567 году. Современный читатель может придти в ужас от действовавших тогда нравов, полностью лишённых проявлений гуманности. Стоит помнить, что тогда всё воспринималось иначе, а человеческая жизнь мало кем ценилась. В этот период также жил флорентийский ювелир Бенвенуто Челлини, оставивший после себя примечательный трактат о своём времени. Ужасающие церковные процессы, добывание пытками сведений у подозреваемых и любимая людская забава наблюдать за сжиганием людей на костре — печальная сторона обыденности тех лет. Бедные роптали, не имея сил противостоять такому положению дел, среди них был и Тиль Уленшпигель, рано столкнувшийся с несправедливостью жизни.

Очень часто Костер в повествовании сбивается на фантастические элементы, давая Уленшпигелю возможность участвовать в слишком неправдоподобных приключениях, уже никак не связанных с борьбой за независимость. Сам Уленшпигель после изгнания из Фландрии всё больше уподобляется рупору революции, поднимая людей на борьбу. Костер вырастил из шута и балагура ответственного человека, знающего для чего он теперь живёт. Изначально не являясь героем, Уленшпигель им всё-таки стал.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: костер легенда об уленшпигеле критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Charles De Coster, La Légende et les Aventures héroïques joyeuses et glorieuses d’Ulenspiegel et de Lamme Goedzak au pays de Flandres et ailleurs, The Legend of Thyl Ulenspiegel and Lamme Goedzak, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
«Жизнь Бенвенуто Челлини» Бенвенуто Челлини
«Путешествие на запад» У Чэн-эня
«Возмутитель спокойствия» Леонида Соловьёва

13 comments

  • А мне ближе Теркин….

  • Молодежь сейчас трудно уговорить читать такие книги. А я в детстве с большим удовольствием читала классику.

    • А я как раз отдаю предпочтение именно классике и произведениям, которые выдержали многие годы критики. Всех своих знакомых пытаюсь убедить в том, что темы и идеи затронутые в классических произведениях, не устаревают.

    • А у меня дочь взялась за классику…сейчас читает «Анну Каренину»

  • Мне было тяжеловато классику читать, поэтому не знаком с «Легендой об Уленшпигеле».

  • В молодости с огромным удовольствием читала такие книги.

  • Темные были времена, жестокие нравы, поэтому и рождались легенды о таких народных героях, как Тиль Уленшпигель.

  • Интересная рецензия автора Шарль де Костера. Вполне возможно, что это произведение захочется прочитать и молодому поколению.

  • Сам еще не читал этого автора. Прочитав Вашу рецензию — заинтересовался. Нужно будет на досуге почитать.

  • Книгу не читала, но автора от части понимаю. До каких же извращений может дойти человек, называя себя христианином, одновременно сжигая на костре неугодных и продавая индульгенции. Думаю, что отголоски прошлого существуют и в нынешнее время, тем самым очерняя имя Христа…

  • Нам «Легенду о Тиле» задавали читать в школе (был такой летний список литературы), и помню, что мне понравилась. Я даже какие-то цитаты выписывала себе… «Пепел Клааса стучит в моем сердце!»

  • Аватар Евгений

    Весьма двусмысленный(как минимум) персонаж. Рискуя «получить в лоб» за оценку,тем не менее…скажу. Несколько «ключевых» эпизодов произведения представлены в откровенно цирковом свете,-пусть так. Вопрос в том,-насколько ОБОСНОВАННО по-Законам ТОГО(!) времени,-это представление? А вот здесь возникают вопросы…
    Один из самых ключевых,-«пепел Клааса».Тот самый,что «стучится в моё сердце». Но по-Закону Клаас был казнён совершенно справедливо! Да,согласен,по-Закону жестокому,несправедливому,варварскому даже,-но по-нормам этого Закона,-Клаас был хулителем католичества.Даже если отложить в сторону его возмущённый возглас о «бедном брате и проклятых палачах!»,-он ведь порубил на куски и сбросил в колодец(кажется) пребывающие в его доме католические священные образы.Разве не так?А по-нормам Позднего Средневековья-Раннего Нового Времени за это полагалось наказание в виде…того самого варварского наказания,которым и был Клаас казнён. Увы… :-(
    Закон суров,но это Закон.Не нами придуманное сравнение,верно?
    Второй «ключевой» вопрос,-о Катлине. Опять-таки,как мы можем помнить,-Катлину пытали и допрашивали,подозревая её,как «ведьму». Но по-всем параметрам народного суеверия ТОГО времени,-она,несомненно,ею (ведьмой тобишь) и была. И связи с «потусторонними силами зла» не только не боялась,но даже не чуралась нисколько.Вспомните,каким образом,через «запудривание мозгов» Катлине,-воруют деньги Сооткин.Эти два мошенника переодеваются в чертей,но при этом…Катлина их НЕ БОИТСЯ! Она спокойно с ними общается,разговаривает и ,в конечном итоге,»выбалтывает» тайну хранения денег в семье Уленшпигеля. Нам с вами это может казаться(и кажется,несомненно) дикостью,но по-нормам «той» Европы,-именно так себя и должна была вести …ведьма.
    Вообще,книга вызывала довольно злой смех и улыбку(нехорошую) во-времена атеистического СССР,но попробуйте-ка посмеяться над современным обилием «кашпира во время чумака» на ТВ России Современной…Одни «волшебники»,»колдуны»,да «шаманы» вокруг… Когда видишь всё это,-невольно возникает вопрос:»А ТАК-ли БЕССМЫСЛЕННЫ были все эти католические варварские в своей жестокости построения при поисках всех этих ведьм и колдунов»?…. :-)))

Добавить комментарий для Серега Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *