Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле» (1867)

«Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.»
(с) Твардовский «Василий Тёркин»

Тиль Уленшпигель — герой народного творчества. Подобных ему можно найти во всех уголках мира. Достаточно вспомнить про Ходжу Насреддина, что также на осле путешествовал по арабскому Востоку, ёрничая и подтрунивая над каждым встречным. Таким же ярким персонажем является герой китайского «Путешествия на Запад» Сунь Укун. Уленшпигель мог жить на самом деле, но никто данного факта пока ещё не доказал. В сказаниях он появился много раньше того времени, в которое его решил поместить Шарль де Костер, сделав из Тиля борца за независимость от католической церкви и испанского владычества над странами современного Бенилюкса. Однако, именно Костер закрепил в памяти последующих поколений тот образ, от которого отталкиваются, вспоминая про Уленшпигеля. Пускай, он отныне становится героем народа, страдавшего от притеснений. Костер предложил такой вариант, который устроил практически всех.

Пепел отца стучит в сердце Уленшпигеля, заботы о гёзах (нищих) заменяют его лёгким воздух, лишь острый язык подобен кинжалу, сражая людей плодами софистических рассуждений. Тилю нравится играть словами, чем он занимается с самых первых страниц, выставляя себя за дурака, мнение которого трудно оспорить. Логика не будет работать, если твой оппонент начинает прибегать к диким аллегориям, находя в любом деле выход с помощью правильной комбинации слов. Со стороны кажется, Уленшпигель — мастер разговорного жанра, способный переговорить кого угодно. За яркими сценами проказ проходит детство Тиля, пока он не сталкивается со зверствами церкви и её ретивых служителей, нанёсших лично ему незаживающую душевную рану. Уленшпигель забывает о беззаботности, становясь оружием революции, неся людям уже совсем другие слова, наполненные возвышенными выражениями. Имя такого героя обязано было быть у всех на устах.

Литература о средних веках и временах более современных, если в сюжете присутствует католическая церковь, всегда угнетает. Повествование обязательно описывает зверства инквизиции, а также борьбу церкви за власть над людьми. Человечество превращалось в тупой инструмент, которым помыкали, лишая его права на собственные мысли об ином мироустройстве. Костер возводит всё в абсолют, вызывая у читателя чувство праведного гнева. Церковь не только зверствовала, но и наживалась всеми доступными способами, для чего достаточно вспомнить продажу индульгенций. Костер так красочно описывает данный процесс, что он больше напоминает деятельность страховой компании, навязывающей свои услуги. Отпущение грехов можно было купить на несколько жизней вперёд. И если кто отказывался покупать индульгенции, на того окружающие смотрели косо. Однако, покупка индульгенции не могла уберечь от инквизиции, пыток и казней, заполонивших земли Фландрии и Нидерландов.

События «Легенды об Уленшпигеле» касаются второй половины XVI века, поскольку в книге упоминаются император Священной Римской Империи Карл V, его сын Филипп II, король Франции Франциск I, штатгальтер Голландии и Зеландии Вильгельм I, а также сам факт борьбы против Испании и по прежнему действующая система индульгенций, отменённая папой Пием V в 1567 году. Современный читатель может придти в ужас от действовавших тогда нравов, полностью лишённых проявлений гуманности. Стоит помнить, что тогда всё воспринималось иначе, а человеческая жизнь мало кем ценилась. В этот период также жил флорентийский ювелир Бенвенуто Челлини, оставивший после себя примечательный трактат о своём времени. Ужасающие церковные процессы, добывание пытками сведений у подозреваемых и любимая людская забава наблюдать за сжиганием людей на костре — печальная сторона обыденности тех лет. Бедные роптали, не имея сил противостоять такому положению дел, среди них был и Тиль Уленшпигель, рано столкнувшийся с несправедливостью жизни.

Очень часто Костер в повествовании сбивается на фантастические элементы, давая Уленшпигелю возможность участвовать в слишком неправдоподобных приключениях, уже никак не связанных с борьбой за независимость. Сам Уленшпигель после изгнания из Фландрии всё больше уподобляется рупору революции, поднимая людей на борьбу. Костер вырастил из шута и балагура ответственного человека, знающего для чего он теперь живёт. Изначально не являясь героем, Уленшпигель им всё-таки стал.

Дополнительные метки: костер легенда об уленшпигеле критика, костер легенда об уленшпигеле анализ, костер легенда об уленшпигеле отзывы, костер легенда об уленшпигеле рецензия, костер легенда об уленшпигеле книга, Charles De Coster, La Légende et les Aventures héroïques joyeuses et glorieuses d’Ulenspiegel et de Lamme Goedzak au pays de Flandres et ailleurs, The Legend of Thyl Ulenspiegel and Lamme Goedzak

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:

Лабиринт | ЛитРес | Эксмо | Ozon | Read | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
«Жизнь Бенвенуто Челлини» Бенвенуто Челлини
«Путешествие на запад» У Чэн-эня
«Возмутитель спокойствия» Леонида Соловьёва

12 comments

  • А мне ближе Теркин….

  • Молодежь сейчас трудно уговорить читать такие книги. А я в детстве с большим удовольствием читала классику.

    • А я как раз отдаю предпочтение именно классике и произведениям, которые выдержали многие годы критики. Всех своих знакомых пытаюсь убедить в том, что темы и идеи затронутые в классических произведениях, не устаревают.

    • А у меня дочь взялась за классику…сейчас читает «Анну Каренину»

  • Мне было тяжеловато классику читать, поэтому не знаком с «Легендой об Уленшпигеле».

  • В молодости с огромным удовольствием читала такие книги.

  • Темные были времена, жестокие нравы, поэтому и рождались легенды о таких народных героях, как Тиль Уленшпигель.

  • Интересная рецензия автора Шарль де Костера. Вполне возможно, что это произведение захочется прочитать и молодому поколению.

  • Сам еще не читал этого автора. Прочитав Вашу рецензию — заинтересовался. Нужно будет на досуге почитать.

  • Книгу не читала, но автора от части понимаю. До каких же извращений может дойти человек, называя себя христианином, одновременно сжигая на костре неугодных и продавая индульгенции. Думаю, что отголоски прошлого существуют и в нынешнее время, тем самым очерняя имя Христа…

  • Нам «Легенду о Тиле» задавали читать в школе (был такой летний список литературы), и помню, что мне понравилась. Я даже какие-то цитаты выписывала себе… «Пепел Клааса стучит в моем сердце!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *