Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (1955-68)

В каждом юном скандинаве живёт стародавний викинг, чья разрушительная энергия часто находит выход в виде вспышек агрессии и стремления познать сокрытое. Голословным утверждением это не является, достаточно ознакомиться с произведениями шведских и норвежских писателей XX-XXI веков. Самый яркий пример — творчество Астрид Линдгрен. Популярная на весь мир компания из Малыша и Карлсона, подмывающая основы спокойствия, даст яркое представление о прекрасных годах детства, когда можно было безобразничать в волю, не опасаясь наказаний. За этим кроется ещё один элемент воспитания скандинавских детей, чаще предоставленных самим себе. Кураж со временем должен выйти из ребёнка полностью, согласно наложению на него проекций исторического хронометража. Если до семи лет шведы могут колебаться и быть тише воды, то потом вплоть до двенадцати лет происходит невообразимая буря, всё согласно соответствию с пиком активности викингов в VII-XII веках. Данная теория имеет право на жизнь, вследствие удивительного совпадения.

Не смотрите, что Малыш назван Малышом, он отнюдь не робкого десятка. С его тела не сходят синяки, а кулаки постоянно чешутся в порыве надавать очередных тумаков одноклассникам. Его личная проблема — это нелогичная дружба с Карлсоном, на фоне которого Малыш приобретает вид невинного ягнёнка, забывшего о собственных проказах. Почему-то Линдгрен совмещает в Малыше две сути, показывая читателю спокойного человека, тогда как заочно рассказывает об его буйном нраве. Лишь девочки вздыхают спокойно, Малыш их старается обходить стороной, не позволяя себе открыто выступать против них. Когда в жизни Малыша появляется Карлсон, ситуация ещё более усугубляется. Линдгрен представляет читателю замкнутого в себе ребёнка, которому нельзя выходить из квартиры. Он заперт в четырёх стенах, поэтому немудрено, что в его жизни появляется друг из ниоткуда, которого читатель изначально воспринимает за порождение фантазии. Линдгрен и сама на первый порах не предполагала давать иллюзии право на реальное существование, о чём можно судить из содержания первой повести. Даже когда было принято решение сделать Карлсона существом из плоти и крови с кнопкой на животе и пропеллером за спиной — об его существовании на семейном совете решили никому не рассказывать. Много позже Линдгрен разовьёт сюжет дальше пределов дома Малыша, логически продолжая повествование.

Мужчина в самом расцвете сил, одетый в синие штаны, рубашку в клетку и носки в полоску, имеющий вид бочки, оценённый в десять тысяч крон — это и есть Карлсон. У него нет имени, разумного объяснения существования и чувства меры. Одним словом, настоящий сказочный персонаж, родившийся не в дремучих лесах и не на волнах из морской пены, а где-то на одной из крыш в столице Швеции. Назвать его героем нашего времени нельзя, больным человеком тоже — надо воспринимать подобием линдгреновского мужчины, в противовес бальзаковской женщине. Меняющиеся ценности сделали так, что во времена Бальзака женщина редко становилась независимой и могла принимать самостоятельные решения, то спустя сотню лет в аналогичное положение самовольно стали переходить уже мужчины: им присущ инфантилизм, а принятие решений они перекладывают на чужие плечи, в том числе и женщин. Было бы замечательно дать жизнь термину «линдгреновский мужчина» — смотрится внушительно, значение сомнительно, а со временем примет такой вид, что он уйдёт в народ, и под ним будут понимать совсем другое. Не тридцатилетний возраст, конечно, но хотя бы период начала тяги к рубашкам в клетку — и инфантилизм не будет иметь никакого значения.

«Малыш и Карлсон» стали также прообразом жанра произведений о запертых отчаянных детях, способных на всё, лишь бы никого не запустить внутрь своего мира. Отважные дела и смекалка позволяют совершать самые поражающие воображение поступки, вызывая волнение у окружающих людей. Притвориться привидением, съесть блины или сыграть злую шутку — самое безобидное из возможного. Линдгрен была слишком добра, чтобы сбрасывать тяжёлые предметы на голову с высоты (хотя, кое-что всё равно позволяла скидывать с крыши), ударять током, садить на клей и прочие непотребности. Происходящие события не должны были агитировать за асоциальное поведение, о чём в тексте часто проскальзывают нравоучительные нотки.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: линдгрен малыш и карлсон критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Astrid Lindgren, Karlson på taket, Karlsson-on-the-Roof, analysis, review, book, content

13 comments

  • Весёлый, и не унывающий проныра Карлсон всегда найдёт лазейку к нашему сердцу. Что бы он ни делал — не пугал бы домоправительницу или своего лучшего друга Малыша — мы всё равно любим этого сказочного персонажа, потому как он нам явно симпатичен и близок.

  • Эту сказку я полюбила еще с советского мультика в детстве, а потом с удовольствием читала вместе с сыном.

  • Если и буду читать детям это произведение, то в голове все равно будет крутиться сюжет из советского мультика.

  • Все мы смотрели наш мультик про Карлсона, который живет на крыше, по произведению Астрид Линдгрен. Очень талантливая детская писательница, ее книги любят и читают малыши всего мира.

  • Никогда не пыталась анализировать смысл рассказа Астрид Лингрен . Для меня Малыш и Карлсон — забавные персонажи, которые не имеют национальности, потому, что близки детям любой страны. К сожалению, книгу я не читала, а вот мультфильм всегда пересматриваю с удовольствием.

  • Интересно, было бы так популярно это литературное произведение у нас, если бы не любимый всеми мультфильм?.. Скорее всего, нет.
    Хотя, конечно, просмотр мультипликационного фильма не может заменить приятного чтения, которое дает дополнительную пищу для детской фантазии и воображения.

    • trounin trounin

      вы правы. другой известный герой книг Линдгрен — Пеппи Длинный чулок. но опять же благодаря экранизации для детей.

  • Люблю это произведение, читала раз… много))) Сейчас пользуюсь тем, что дочка в таком возрасте, когда эта книга ей еще интересна, и буквально сегодня навязывала ее в качестве совместного прочтения перед сном.
    Термин «линдгреновский мужчина» повеселил :)

  • Люблю я эту книгу. Она всегда будет в числе тех, которые я буду читать своим детям и внукам.

  • «Малыш и Карлсон» интересная и увлекательная книга. Не только детям, но и взрослым будет интересно её почитать, В книге много приключений, которых нет в мультфильме.

  • Еще в детстве впервые прочитала с удовольствием это произведение, а позже уже увидела мультфильм. Эти два персонажа всегда вспоминаю с теплотой и улыбкой, а мультфильм до сих пор смотрю с удовольствием уже не в первый раз.

  • Говорят, шведы не любят Карлсона. Пеппи — да, Эмиля тоже, а вот с Карлсоном у них отношения весьма натянутые. Только наши туристы (по слухам) «заставили» шведов обратить внимание на этот персонаж.

    Наш Карлсон из мультика (да и из спектаклей) просто добродушный человечек, а вот в книге он порой выступает изощренным интриганом))))

  • А мы с сыном читали «Эмиля из Ленниберги», «Мы все из Бюллербю», «Мадикен и Пимс» — малоизвестные произведения писательницы. Все они чем-то похожие, но интересные!

Добавить комментарий для Елена Картавцева Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *