Лев Толстой «Крейцерова соната» (1890)

Человеческое общество любит играть в разные игры, и чаще всего эти игры подобны фиговому листку, чьё главное назначение — скрывать постыдное. Лев Толстой, как и другие русские классики, любил в своём творчестве обнажать плохо заживающие раны, посыпая их солью и причиняя нестерпимую боль. В очередной раз читатель сможет заняться самобичеванием, не имея возможности переработать внутри себя пройденный материал, лишь согласившись с доводами писателя или вступив с ним в вечную полемику о недопустимости делать тайное явным. «Крейцерова соната» пропитана проблемами нравственности, института брака и мытарств человеческих душ вокруг неразрешимой дилеммы счастья и страданий под предлогом необходимой составляющей семейного благополучия. Во многом Лев Толстой оказывается прав: его мысли близки по духу и нашему времени, но проблематика осознания значения остаётся, поскольку разрешения не наступает, а ханжеское отношение призывает туже затягивать пояс морали.

Достаточно взять несколько газетных заголовков, чтобы увидеть направление развития человеческой мысли, стремящейся создать идеальную среду для жизни. Все желают вкусно и полезно питаться, грамотно и правильно жить, плодотворно и безболезненно работать, создавать уютный микроклимат вокруг себя и вокруг других. Именно желание навязать своё мировоззрение другим — краеугольный камень проблем. Когда одни кричат, что куры и свиньи мрут от таинственной хвори, то надо живность поскорее истребить, дабы ненароком не пострадал человек. Всем при этом нет дела до важности поддерживать организм в тонусе, который может иметь место только благодаря подобного рода заболеваниям. А то, что куры и свиньи таким же образом и раньше умирали от точно таких же эпидемий — никого не интересует. Говорить о мифическом глобальном потеплении вследствие выхлопных газов или таком же мифическом вреде химических добавок в пищевой продукции, что разрушают озоновый слой или пагубно влияют на самочувствие, накапливаясь в атмосфере или организме — всё это имеет место быть. Но стоит один раз предложить ознакомиться с финалом «Войны миров» Герберта Уэллса, чтобы сбросить вуаль скудоумия и стать чуточку мудрее, задвинув подальше чувство подверженности массовым истерикам.

Льву Толстому не были известны глобальные катаклизмы, от которых могло вымереть всё человечество. Но знай он о них, то вынес бы одно решение — закрывание глаз на адекватное понимание проблемы не является благом. Толстого больше беспокоили проблемы семейного благополучия, из-за которых не было покоя по всей земле. Каждая семья несчастна по своему — этот афоризм Льва Николаевича является широко известным. Повлиять на это очень трудно, а решить и вовсе невозможно. Толстой видит главное в том, что всё делается ради гуманности и в притворном представлении всего в свете невинности. Никогда не будет положительного эффекта от воспитания, если человек с детства лишается информации об окружающем его мире. Во времена Толстого ограничения по большей части касались женщин, выращиваемых в теплицах, подобно Будде, когда до них не доходит ничего, кроме рассказов матерей о прелестях окружающего мира и о необходимости готовиться к замужеству. Достижение совершеннолетия омрачается едва ли не мгновенным браком на удачно выбранной родителями партии. Хорошо, когда партия не имеет изъянов, но это редкость. Чаще партия оказывается с признаками обветшалости и внутренней пустоты, что уже само по себе говорит за некачественный товар.

Обвинять общество Толстой не пытается, показывая всю неприглядную истину сложившихся традиций. Столкнувшийся с агрессивным воздействием мира на себя лично, цветок может зачахнуть и погибнуть, если вовремя не адаптируется к изменившимся условиям вне теплицы. Кажется, мир жесток и в нём выжить трудно. За это стоит сказать спасибо родителям, всеми силами закрывавших стёкла теплицы розовыми фанерными листами, не позволяя проникнуть внутрь развращающему элементу реального мира. Питаясь ранее доброкачественными удобрениями, цветок резко лишается подпитки, вновь и вновь адаптируясь к новым реалиям. Именно об этом старался донести до читателя Лев Толстой, оставив всё остальное в качестве дополнительных составляющих, обязанных существовать совместно.

Кто в «Крейцеровой сонате» жертва — понять трудно. Проблема гораздо шире, её невозможно охарактеризовать односложными предложениями. Можно отвернуться и бросить в адрес Толстому пару уничижающих писателя выражений, обвиняя его в надуманности ситуаций и передёргиваниях. Только так ли далеко ушёл от действительности Толстой, имевший желание просто показать реальное положение дел? Стоит абстрагироваться от дня сегодняшнего, да сорвать бантик и подарочную упаковку, как помятая коробка уже не даёт того иллюзорного отношения к предмету. Ссылаться можно не только на проблемы воспитания, но и на всё остальное, что делает из человека тепличное растение. Бороться за чистоту нравов, уничтожать пороки, да отстаивать авторское право — это важные составляющие цивилизованного общества, в котором часто возникают кризисы вследствие надуманного благополучия и истерики из-за аналогично надуманных ожиданий катастроф.

Гвозди в крышку гроба человек вгоняет сам без чужого участия. И там где воспитание не готовит человека к тяготам жизни — там любое желание закрепить за каждым право на личную неприкосновенность интеллектуального труда является точно таким же поводом к регрессии, если не толкая назад, то заставляя топтаться на месте.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: толстой крейцерова соната критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Leo Tolstoy The Kreutzer Sonata analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Льва Толстого
«Пьесы» Александра Островского

11 comments

  • Аватар Наташа

    Да, Толстой, как мне кажется, писал о катаклизмах внутренних. Может, именно поэтому «его мысли близки по духу и нашему времени». Все же люди хоть и изменились со временем, но не так уж и кардинально внутренне…

  • Говорят, «тайное всегда становится явным». Всегда ли? Наверное, никто точно не скажет. Ведь если не стало, мы о нем не знаем. Но если бы это было непреложным законом, то о некоторых деяниях мы бы точно не узнали, поскольку их бы просто не было. Вот такие парадоксальные размышления навеяло…

  • С майскими праздниками.
    Счастья, мира, успеха в продвижении!!!

  • По- моему, это произведение Толстого было запрещено цензурой, а почему?

    • trounin trounin

      об этом факте ничего не знаю. Для каждого поколения вырабатываются свои запретные темы.

  • Я не согласен с тем, что вы написали о Льве Николаевиче… все таки он ставил на первое место другое…
    А вот то, что это произведение надо обязательно почитать полностью согласен, также обязательно надо прочитать послесловие к этому произведению написанное самим Толстым, где он объясняет, что хотел этим произведением сказать.

  • Да, вопросы семьи всегда актуальны, что во времена Толстого, что сейчас.

  • Люди во все времена одинаковы. И всегда ищут счастья в любви, в семье. Что во времена Толстого, что сейчас…

  • Я тоже слышала о том, что «Крейцерова соната» была некоторое время в опале. Когда представилась возможность ее прочитать, ожидала чего-то из ряда вон выходящего. Но, мне гораздо больше нравится «Анна Каренина» и «Воскресение».

  • я смотрела фильм с Олегом Янковским. Фильм очень понравился. Теперь хочу почесть. Книги всегда интереснее.

  • Что интересно, тема супружеских отношений в наше время стала еще более актуальной, хотя характер брака с той эпохой изменился кардинально. Теперь все браки заключаются по любви, но тема сексуальных отношений стала даже более значимой. А еще более значимой стала тема измены. Не менее четверти браков распадается из-за измены. А во времена Толстого это были единичные случаи. Это муж еще мог наказать жену за измену, вплоть до такого, как это сделал Позднышев (хотя ведь это было исключение). А сейчас в год в России совершается более 2 тыс. убийств на почве измены и ревности. И ведь не смотря на то, что тема стала еще более острой в обществе эта тема не обсуждается как это было после выхода в свет данного произведения. А не обсуждается потому, что в современной семье основой являются сексуальные отношения. А этих отношений современное общество боится, не смотря на все происшедшие сексуальные революции. И чтобы не ворошить эту больную тему, сексуальные отношения объявлены интимными отношениями. А про интимное, по негласному общему соглашению, говорить не принято, поскольку это глубоко личное. Личное, а не запрещенное кем-то. Оригинальная и безукоризненная концепция.

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *