Генрик Сенкевич «Камо грядеши» (1896)

Сочувствие к давним временам — это основное ощущение, возникающее при чтении книги Сенкевича. Далёкий от современного читателя жестокий Рим кажется напрочь лишённым гуманности. Человек тогда был куском мяса, над которым могли издеваться любым угодным мучителям образом. Сенкевич поставил себе целью отобразить ужасающие моменты жизни людей начала первого века нашей эры, исходя с позиций современности, нисколько не стараясь отразить действительность описываемых им событий. Читатель должен придти в ужас от зверств — всё остальное не имеет никакого значения. С исторической точки зрения сюжет может быть верен, но Сенкевич не отражает хронику событий, а строит повествование от лица жителей Рима, отдавая приоритет любви римлянина к рабыне, страсти Нерона к актёрству, пожару, страданиям христиан и гладиаторским боям.

Сенкевич выводит христианство, как новую религию, призывающую не опасаться гнева Бога, а наоборот любить его. Если верить Генрику, то христианство — оплот гуманизма и человеколюбия. На пустом месте люди поверили в обещание райской загробной жизни, предпочитая не сражаться за веру, а умирать самым болезненным способом. В представлении римлян о мироустройстве произошёл переворот, теперь им нужно любить и заботиться о ближних, а не быть отцами отечества, держа на положении рабов не только жену и детей, но и всю обширную фамилию, напоминающую подобие индийской кастовой системы. Сенкевич строит повествование таким образом, что христианские идеалы станут близки каждому читателю, не говоря уже об изначально настроенных против них римлян.

Главный герой «Камо грядеши» может быть самым почитаемым членом римского общества, но и он ничего не может сделать против одолевающего чувства любви. Как-то получилось, что, отдающий отчёт своим действиям, человек начинает вести себя крайне неразумно, пленившись красотой рабыни. Сенкевич с этого и начинает повествование, красочно описывая быт столицы империи, не доводя ситуацию до точки накала страстей. Сам по себе возникает любовный треугольник, где он любит её, а она любит Бога. И ничего с этим сделать невозможно, поскольку избранная пассия фанатично предана новой вере, поверив словам очевидца дел христовых. Ради любви человек может стерпеть многое, закрыв глаза на очевидное. Именно вокруг этого будет строить дальнейшее повествование Сенкевич, уводя читателя всё дальше в дебри христианской морали.

Часто так случается, что гонимый очень быстро превращается в гонителя, стоит только дать ему возможность спокойно вздохнуть. Подобное случится немного погодя, окончательно подорвав могущество Рима, а пока христиан нещадно преследуют, уничтожая любыми средствами, с удовольствием позволяя разрывать их тела на арене. Дай волю меньшинству, как оно в скорое время станет преобладающей силой, стирая всех бывших обидчиков, а также случайно оказавшихся рядом. Кто будет против веры христовой, того уже христиане будут жестоко пытать, да отправлять на костёр, а пока они продолжают страдать сами, истово надеясь заслужить право на последующее вечное блаженство.

Император Рима получился у Сенкевича чрезмерно слащавым. Генрик через раз говорит о воцарении Нерона, не пожалевшего ради власти отправить мать на тот свет раньше времени. Трудно, спустя почти две тысячи лет, воссоздавать чей-то портрет, даже основанный на использовании сведений его современников. Всё равно Сенкевич исходит из собственного понимания характера человека, не имея возможности почувствовать себя властителем могущественной империи. Было решено сделать Нерона самолюбивым, склонным к искусству человеком, но при этом далёким от политики. Жизнь Рима идёт стороной, как и сама фигура Нерона, поскольку Сенкевича интересует только возможность бросить спичку во имя необходимости поджечь город, чтобы артистически настроенный император смог создать нетленное творение о погибающем городе. Генрик написал именно такой портрет, и он вполне сошёл за правду. Почему бы не быть Нерону именно таким. В конце концов, совершенно неважны мысли императора, когда автора беспокоит совсем другое.

Описать окончательное падение Рима у Сенквича всё-таки не получилось. На страницах книги оказывается много информации, свидетельствующей об утрате былого могущества, но читатель знает, что такое положение дел скоротечно, поскольку Рим ещё не достиг того могущества, которое ждёт его впереди. Безусловно, со временем Рим всё равно падёт, и не Нерон тому виной, и не христиане, а гораздо большее количество навалившихся проблем, преследующих любое крупное государство. Рим мог развалиться изнутри, и его основательно подтачивали черви гуманизма, разложившие стойкое общество на мягкие элементы.

Совершенно не стоит забывать, что в конце XIX века (время написания книги) общество сильно лихорадило, поскольку быстро набирали оборот социалистические идеи и технический прогресс. «Камо грядеши» стоит больше рассматривать под углом влияния страданий пролетариата под пятой капиталистов. Общество готово было взорваться… и спустя два десятка лет пали последние империи.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: сенкевич камо грядеши критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Henryk Sienkiewicz Quo Vadis analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
«Жемчужина Востока» Райдера Хаггарда

15 comments

  • Что-то в последнее время я не могу ни фильмы смотреть ни читать про тот очень жестокий период времени

  • В свое время после прочтения этого романа у меня осталось чувство, что мне чего-то не хватило, или я чего-то недопоняла. Вашу бы статью да в то время!.

  • Нравятся книги на исторической основе.. Сенкевич хорошо умел показать все события и яркие краски.

  • Тяжелое и жестокое время было. Непросто читать, а тем более перечитывать подобные книги. С интересом прочитала Вашу рецензию на данную книгу.

  • Читала очень давно, спасибо что напомнили и многое объяснили.

  • Здравствуйте! Впервые на вашем сайте, но вижу полно интересного материала. Хочу спросить, есть ли литература на тему саморазвития?

  • Когда зашёл на сайт первым кинулось в глаза: Генрик Сенкевич «Камо грядеши». В моей памяти очень крепко сидит это сочетание. Так как всё детство перед глазами были в стенке книги, с надписями на корешках и это одна из них. Но я не читал это произведение, каюсь. Спасибо за краткую справку о содержании и смысле книги.

  • Думаю, хотя Сенкевич и неумел охарактеризовать хроники события, но подставленный цель он сумел выполнит.

  • Читала эту книгу. Мне очень понравилась. Сильная книга. Слава Богу, что мы не живем в этот исторический период

  • Прочла эту книгу, очень понравилась и запомнилась…

  • Читала эту книгу будучи подростком-была сильно впечатлена!.. Вообще я раньше ооочень много читала, сейчас не получается так=)
    Вам спасибо за красивые рецензии на книги-подпишусь на Вас=)

  • Помнится, когда я ее начала читать, меня захватил и сюжет и способ изложения. Я мало читала подобных произведений, хотя исторический роман — благодатная почва для собственного изложения реальных событий.

  • Исторический роман — одна из любимых тем.

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *