Ю Несбё «И прольётся кровь» (2015)

«Больше крови» — гласит название книги на языке оригинала. Исходя из этого можно вывести определение современной литературы. В ней действительно наблюдается чрезмерное количество действия, при этом редко связанное с реальным положением дел. Беллетристика извела себя до состояния полной художественности, не требующей каких-либо знаний и умений, кроме стремления писать о чём-то. Это можно охарактеризовать проявлением графомании. Поэтому вторым определяющим пунктом концепции литературы начала XXI века является построение повествования от первого лица. Автор вживается в роль или фантазирует на заданную тему, не прилагая никаких особых усилий. Наличие основного действующего лица позволяет не распылять внимание на других персонажей, делая историю максимально лаконичной. Одновременно с этим у писателя появляется уникальная возможность поделиться с читателем собственными мыслями, скрытыми под маской его альтер-эго.

Третьей особенностью современной литературы является то удручающее обстоятельство, что главный герой чаще всего оказывается дефектным, из-за чего ему приходится бороться или банально плыть по течению. Если одни писатели делают персонажей калеками, то другие, их большинство, выбирают душевную травму. Всё складывается против, благодаря чему писатель разворачивает слёзовыжимательную историю, в которой ничего особенного нет, кроме главного героя, решающего насущные задачи. Нет полёта философии. Мораль же не рассматривается. Задачей писателя становится отработать определённые пункты, при отсутствии которых книга не будет пользоваться спросом.

Четвёртая особенность — моральное разложение. Каким бы мир не был вокруг красивым, ситуация спокойной, а погода отличной, в книге обязательно случается что-то экстраординарное. И чаще всего случается именно с главным героем. Может он кому денег должен из-за того, что у его дочери лейкоз, поэтому он занял крупную сумму; или другая оказия. По негласным законам дурное обязательно произойдёт: дочь всё-таки умрёт, а главный герой не сможет сполна расплатиться. И падает герой всё ниже и ниже, покуда писателю это не надоест. Возмездие наступит, если у истории возникнет в этом необходимость, но лучше оставить элемент недосказанности — это позволит написать ещё минимум две истории. А это уже пятая особенность — не ставить точку раньше третьей книги.

Если задуматься, то принцип сериала людям нравится. Но уважение к писателю от этого не возникает. Человек не желает рисковать, предпочитая отталкиваться от заданных рамок, нежели каждый раз создавать уникальное произведение. Можно сказать, что это его стиль, который позволил ему состояться. Пусть будет так. Если снова задуматься, то получается печальная картина — чтение книг такого автора напоминает хождение по кругу, где окружающая обстановка и главные действующие лица не изменяются, а всё остальное не имеет существенного значения.

Оспорить мнение, будто Ю Несбё пишет интересные истории трудно. Он действительно пишет интересно. Только пишет об одном, да теми же самыми словами. Происходящие события крутятся вокруг наркотиков, криминала и разборок. Они являются оторванным от повседневной жизни рядовых граждан Норвегии лишь в том случае, когда подобные события действительно могли происходить. Верить автору — последнее дело. Читатель должен зарубить себе на носу данную истину. Пускай вера ограничится тем, что главный герой находится в определённом месте. Всё остальное — выдумка. Разумеется, торгующий наркотиками не может быть наркоманом, его дело — уметь обращаться с пистолетом, подчиняясь обстоятельствам. Несбё желает вывести события из равновесия, пустив происходящее дальше рутины, чтобы разборки стали разборками, а логика событий уже не имела никакого значения.

Пожалуй, пора вводить термин для подобной литературы. Поскольку, хоть она и современная, давно идёт по собственному пути. Это не экзистенциализм, где писатели искали смысл существования через рассуждения в произведениях. Это и не модернизм — тут нет игры с формой подачи материала. Допустим, Im primas: я — главный герой.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: несбё и прольётся кровь критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Jo Nesbø, Tom Johansen, Mere blod, Midnight Sun, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Кровь на снегу
Сын

2 comments

  • Аватар Вадим

    Я не написал ни одной книги, По этому моё мнение можно игнорировать. особенно, если вспомнить слова, приписываемые Геббельсу о критикахю Но. Я читатель,, следовательно — потребитель продукта.. Прослушал две книги Ю. Несбё: «Кровь на снегу» и » И пролбётся кровь». Не буду судить о художественных достоинствах и недостатках, не имею достаточно образования в этой области.. Я призываю логику. Видел ли кто-нибудь северного оленя, хотя бы в зоопарке? Будте добры, засунте в полуразложившийся труп этого животного взрослого мужчину вместе с органами на 40 минут. Если этот эксперимент удастся, то я заберу все слова обратно. Далее.:сцена в приделе церкви, где находятся гробы . Только что была перестрелка. убиты люди. Начинаются какие-то разборки, не относящиеся к происшедшему. Судя по тексту длящиеся минут 20. Ранили посторонних людей, но по диалогам персонажей не понятно, что происходит рядом с основным героем. И так далее. То есть: Если инсценировать эту сцену, то режиссёру придётся здорово поработать для сопоставления последвательности событий. Не знал, что Норвегия такая криминальная страна. Судя по автору — СНГ 90-х это курорт. Маргинальный герой, без базового образовния выдаёт сентенции на уровне доктора философии. В общем создаётся впечатление смеси Чергинца с Чейзом, без отсылки к первоисточникам. Для себя: расширил свои познания о севере и саамах.

    Добавлю: покажите мне, пожалуйста, такую кольчугу, котроую не может пробить с близкого расстояния пистолет. Сразу Нобелевская премия. Подобные художественные допущения из области негров в средневековой Европе.

Добавить комментарий для Денис Нихаев Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *