Роберт Хайнлайн «Тоннель в небе» (1955)
Где-то в художественной литературе обязательно существует отправная точка, положившая начало произведениям о войне человека с человеком в замкнутом пространстве. Для Роберта Хайнлайна такой точкой становится 1955 год, когда из-под его пера вышел «Тоннель в небе», предвестник пророчеств о будущем человечества, обязанном сплотиться в единую нацию, поставив в угол правило обязательной военной подготовки. Хайнлайн ещё не раз потом будет писать о таком обществе — достаточно упомянуть его «Звёздный десант», в котором полноценным гражданином можно стать только после службы в армии. «Тоннель в небе» частично отражает такое же отношение Хайнлайна к создаваемому им фантастическому будущему. Перед читателем образ молодого человека, вынужденного пройти финальный экзамен на выживание, когда его забросят на неведомую планету и потребуют лишь сохранить свою жизнь.
Чтобы выжить — необязательно вести себя агрессивно, уничтожая врагов или друзей — можно просто затаиться. Именно так советует поступить главному герою его сестра, уже прошедшая подобное испытание и находящаяся на службе в элитном отряде амазонок. И тут Хайнлайн удивляет читателя изменением первоначальной концепции, бросая героя не выживать, а сражаться среди себе подобных, объединяясь и расставаясь, чтобы на пустом месте построить целое поселение. Может показаться, что Хайнлайн не смог развить тему борьбы, полностью перестроив повествовательную линию, уводя читателя по следам древних людей, обитавших в пещерах и на деревьях, устанавливавших первые законы и возводивших первые стены, исследуя территорию вокруг. «Тоннель в небе» с таким кардинальным поворотом уже не может быть книгой о выживании с фантастическим элементом по применению средств для быстрых перемещений в пространстве, а отчасти становится одной из робинзонад, где герои выжидают корабль на горизонте, либо иного чуда, что в развитом обществе может появиться в совершенно неожиданном виде.
Сильное общество, где нет места слабым, это лишь частица «Тоннеля в небе», от которой расходятся остальные повествовательные линии. Отказавшиеся от экзамена на выживание будут вынуждены прозябать в нищете, покуда их более сильные сверстники станут уважаемыми членами общества, получив право работать в любой организации по своему усмотрению. Главный герой не один раз будет обдумывать действительную надобность рисковать жизнью из-за возможности быть достойным человеком перед лицом родителей, но всё-таки примет нужное решение. Думал ли Хайнлайн, отправляя героя на экзамен, что всё обернётся столь неожиданным образом, когда вместо одной цели появится другая, вынуждающая участников бороться за свои права уже в других плоскостях, где им пригодятся те методы воспитания, которым их подвергали за время учёбы? Выросшие в спартанских условиях, дети быстро мужают, приобретая все навыки, которыми наделила природа человека для самозащиты. Когда дело доходит до применения умственных способностей, то и тут всё будет на высшем уровне.
Там, где современные писатели видят возможности применения виртуальной реальности в качестве превосходного тренажёра по отработке любых навыков, там Хайнлайн действует по старинке, вынуждая человека действовать в век больших возможностей с помощью рук и холодной головы, не надеясь на благополучный исход неудачных решений. Пока общество всё больше защищает слабых и старается заботиться о них по любому вопросу, принимая все претензии на свой счёт, до тех пор устремления Хайнлайна будут оставаться несбыточными. Но это лишь мысли человека в начале XXI века, а что ждёт людей впереди — никто не знает; могут проснуться новые «монголы»… и тогда уже ничего не сможет устоять, а прошлое будет стёрто раз и навсегда, заменив собой на прекрасное будущее единого могучего человечества.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: хайнлайн тоннель в небе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Robert A. Heinlein Tunnel in the Sky analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Странная история мистера Джонатана Хога
— Кукловоды
— Астронавт Джонс
— Звёздный зверь
— Дверь в лето
— Имею скафандр — готов путешествовать
— Звёздный десант
— Чужак в чужой стране
— Восставшая Луна
— «Чёрная стрела» Роберта Стивенсона
— «Голодные игры» Сьюзен Коллинз
фантастику иногда читаю, но все же я не ее поклонник, поэтому Хайнлайна не читала…
Жаль, что сейчас фантасты не предают такого сильного значения сюжетам. Почему то, все как один стали писать очень просто, считают, что публика их не понимает? Или идут по принципу — «Пипл хавает, работаем под копирку»
Фантастику не люблю. Так что явно не моя книга.
Читаю иногда фантастику, возьму эту книгу на заметку.
Я люблю хорошую фантастику и мистику тоже! В юности зачитывалась фантастикой — но выбор то был мизерный… Зато сейчас — раздолье!
Соотношение силы и слабости в обществе все время меняется, не может же общество все время находиться в одном и том же состоянии.
Фантастика и фэнтези две разные вещи. И не читать Роберта Хайнлайна, Пола Андерсона, Брэдбери, Льюиса Кэролла, Айзека Азимова и других фантастов все равно, что не брать ни разу в руки букварь. У меня дома небольшая библиотека и я часто перечитывают все романы. Уже выучила их наизусть, а так и манит, тянет в неведомые иные миры.