Роберт Хайнлайн «Тоннель в небе» (1955)

Где-то в художественной литературе обязательно существует отправная точка, положившая начало произведениям о войне человека с человеком в замкнутом пространстве. Для Роберта Хайнлайна такой точкой становится 1955 год, когда из-под его пера вышел «Тоннель в небе», предвестник пророчеств о будущем человечества, обязанном сплотиться в единую нацию, поставив в угол правило обязательной военной подготовки. Хайнлайн ещё не раз потом будет писать о таком обществе — достаточно упомянуть его «Звёздный десант», в котором полноценным гражданином можно стать только после службы в армии. «Тоннель в небе» частично отражает такое же отношение Хайнлайна к создаваемому им фантастическому будущему. Перед читателем образ молодого человека, вынужденного пройти финальный экзамен на выживание, когда его забросят на неведомую планету и потребуют лишь сохранить свою жизнь.

Чтобы выжить — необязательно вести себя агрессивно, уничтожая врагов или друзей — можно просто затаиться. Именно так советует поступить главному герою его сестра, уже прошедшая подобное испытание и находящаяся на службе в элитном отряде амазонок. И тут Хайнлайн удивляет читателя изменением первоначальной концепции, бросая героя не выживать, а сражаться среди себе подобных, объединяясь и расставаясь, чтобы на пустом месте построить целое поселение. Может показаться, что Хайнлайн не смог развить тему борьбы, полностью перестроив повествовательную линию, уводя читателя по следам древних людей, обитавших в пещерах и на деревьях, устанавливавших первые законы и возводивших первые стены, исследуя территорию вокруг. «Тоннель в небе» с таким кардинальным поворотом уже не может быть книгой о выживании с фантастическим элементом по применению средств для быстрых перемещений в пространстве, а отчасти становится одной из робинзонад, где герои выжидают корабль на горизонте, либо иного чуда, что в развитом обществе может появиться в совершенно неожиданном виде.

Сильное общество, где нет места слабым, это лишь частица «Тоннеля в небе», от которой расходятся остальные повествовательные линии. Отказавшиеся от экзамена на выживание будут вынуждены прозябать в нищете, покуда их более сильные сверстники станут уважаемыми членами общества, получив право работать в любой организации по своему усмотрению. Главный герой не один раз будет обдумывать действительную надобность рисковать жизнью из-за возможности быть достойным человеком перед лицом родителей, но всё-таки примет нужное решение. Думал ли Хайнлайн, отправляя героя на экзамен, что всё обернётся столь неожиданным образом, когда вместо одной цели появится другая, вынуждающая участников бороться за свои права уже в других плоскостях, где им пригодятся те методы воспитания, которым их подвергали за время учёбы? Выросшие в спартанских условиях, дети быстро мужают, приобретая все навыки, которыми наделила природа человека для самозащиты. Когда дело доходит до применения умственных способностей, то и тут всё будет на высшем уровне.

Там, где современные писатели видят возможности применения виртуальной реальности в качестве превосходного тренажёра по отработке любых навыков, там Хайнлайн действует по старинке, вынуждая человека действовать в век больших возможностей с помощью рук и холодной головы, не надеясь на благополучный исход неудачных решений. Пока общество всё больше защищает слабых и старается заботиться о них по любому вопросу, принимая все претензии на свой счёт, до тех пор устремления Хайнлайна будут оставаться несбыточными. Но это лишь мысли человека в начале XXI века, а что ждёт людей впереди — никто не знает; могут проснуться новые «монголы»… и тогда уже ничего не сможет устоять, а прошлое будет стёрто раз и навсегда, заменив собой на прекрасное будущее единого могучего человечества.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: хайнлайн тоннель в небе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Robert A. Heinlein Tunnel in the Sky analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Странная история мистера Джонатана Хога
Кукловоды
Астронавт Джонс
Звёздный зверь
Дверь в лето
Имею скафандр — готов путешествовать
Звёздный десант
Чужак в чужой стране
Восставшая Луна
«Чёрная стрела» Роберта Стивенсона
«Голодные игры» Сьюзен Коллинз

7 comments

  • фантастику иногда читаю, но все же я не ее поклонник, поэтому Хайнлайна не читала…

  • Жаль, что сейчас фантасты не предают такого сильного значения сюжетам. Почему то, все как один стали писать очень просто, считают, что публика их не понимает? Или идут по принципу — «Пипл хавает, работаем под копирку»

  • Фантастику не люблю. Так что явно не моя книга.

  • Читаю иногда фантастику, возьму эту книгу на заметку.

  • Я люблю хорошую фантастику и мистику тоже! В юности зачитывалась фантастикой — но выбор то был мизерный… Зато сейчас — раздолье!

  • Соотношение силы и слабости в обществе все время меняется, не может же общество все время находиться в одном и том же состоянии.

  • Фантастика и фэнтези две разные вещи. И не читать Роберта Хайнлайна, Пола Андерсона, Брэдбери, Льюиса Кэролла, Айзека Азимова и других фантастов все равно, что не брать ни разу в руки букварь. У меня дома небольшая библиотека и я часто перечитывают все романы. Уже выучила их наизусть, а так и манит, тянет в неведомые иные миры.

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *