Отто Вейнингер «Пол и характер» (1902)

Вейнингер Пол и характер

Когда нет груза прожитых лет, для окружающих становишься наивным мечтателем. К числу таковых стоит отнести и Отто Вейнингера, невзирая на иногда придаваемое значение его трудам. Не стоит забывать, Отто покинул наш мир в возрасте двадцати трёх лет, не сумев справиться с пониманием должного вскоре последовать изменения в его мировоззрении. О чём же он смел мыслить? Часто работы Вейнингера объединяются в один том, например под обложкой основного труда, им оставленного. И так уж получается, что высказывая мысли в самом начале XX века, Отто отражал всё то, о чём станут размышлять люди в дальнейшем, придавая тому вес чрезмерной важности. Самое главное, заложенное Вейнингером, — это право каждого человека считать, будто ему с рождения свойственны черты обоих полов. Получается, Отто внёс новое в обсуждение вопроса о «табула раса».

Вместе с тем, Вейнингер не становился на сторону Дарвина. Он не считал, будто мужчина с течением последующих миллионов лет окончательно перестанет иметь с женщиной общие черты, как и наоборот. Либо Отто предпочитал смотреть на положение вещей здесь и сейчас. Он подметил сходство волосяного покрова, не настолько развитого у женщин, но всё-таки присутствующего, хоть и в более скудной мере. Подметил и такую особенность как комплексы молочных желёз у мужчин. Размышляя дальше, Вейнингер заключал: каждая клетка в организме имеет женскую или мужскую природу в совокупности с остальными.

Отдавая женщинам право на равноправие с мужчинами, Отто выражал сомнение в необходимости того. Он не видел ничего, что женщины могли делать в той же степени хорошо. Но к чему-то женский пол всё же стремился больше. Потому Вейнингер предпочитал думать с позиции мужчины, которому не может быть интересно совершаемое женщинами. Он бы и книг не стал читать, к созданию которых приложил руку представитель противоположного пола. И причина того в отсутствии интереса к манере женского письма, готового говорить о чём угодно, только не о способном заинтересовать мужчин.

Изначально давая женщинам возможность заявить о важности их присутствия, должном предоставлять уважении на ими делаемое, Вейнингер постепенно перестраивался, выражая мысль совсем иного от исходного замысла. Он заключал, как человек может быть мужчиной, либо женщиной, без каких-либо иных вариаций. Даже приводя в пример людей, поддерживающих гомосексуальную связь, кто-то из них в паре будет представлять мужскую половину, тогда как другой — женскую. Тут должно возникнуть противоречие в суждениях, однако читатель способен домысливать всякие размышления самостоятельно, без знакомства с дополнительными поясняющими абзацами.

Продолжая размышлять, Отто скатывался в абсурд. Отказывая женщинам в праве на гениальность, он к тому же лишал их права казаться сострадательными. Казалось бы, сформировавшийся в обществе образ сестры милосердия, по мнению Вейнингера, не нёс ничего положительного. Оказывается, женщины аморальны по натуре. Им просто нравится смотреть на страдания людей. А если на лице женщины отражается горечь за переживания других, то тут уже стоит говорить о бесстыдстве. В целом, читатель должен отметить некоторое сходство с трудом Чезаре Ламброзо «Женщина-преступница и проститутка». Почему? Отто вздумал разделять женщин на матерей и, как раз, проституток.

Так к чему читатель должен подойти в итоге? Нужно представить, если бы Кант задумался свести «Критику чистого разума» не к объяснению возможности человека познавать непознаваемое, а к рассуждению о том, насколько мужчине должны быть противны женские половые органы. В том и беда, для выражения дельных мыслей нужно иметь груз прожитых лет, от приобретения которого Вейнингер отказался, сведя счёты с жизнью.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: вейнингер пол и характер критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Otto Weininger Sex and Character analysis, review, book, content, Geschlecht und Charakter

5 comments

  • Аватар Саша

    Конечно, книга спорная, но уже стала такой же культовой, как «Капитал» Маркса или «Психология народов и рас» Лебона. А какие другие труды Вейнингера вы имеете в виду? Кроме этого, у него только одна книга — «Последние слова», и то собранная из оставшихся записей и изданная после его смерти, объёмом меньше «Пола и характера» раза в два-три.

    • trounin trounin

      любая книга спорная, но касательно взглядов Вейнингера даже слов о споре быть не может: он чрезмерно однозначен, а значит и для себя лично правдив… и только.

      • Аватар Саша

        Но «Пол и характер» только на русском языке издавали несколько раз до революции, при советах книга была запрещена и с 1991 года было ещё несколько изданий. Ну и сколько на других языках. Хотя в этом году книге 120 лет. Значит, не пустое место. Попробуйте написать книгу, которая больше ста лет будет много раз переиздаваться на разных языках.

        • trounin trounin

          никто и не говорит про «пустое место». каждое мнение имеет право на существование, я лишь говорю о том, что Вейнингер мог через пять лет посмотреть на своё же мнение с прямо противоположной точки зрения.

          • Аватар Саша

            Hy конечно, многие философы, мыслители, идеологи, теоретики, учёные в течение жизни пересматривают свои идеи и теории, иногда приходят к противоположным позициям. Я когда-то зачитывался теоретическими статьями Брюсова, он за много лет тоже проделал эволюцию в своих взглядах на поэзию и искусство. Это нормально и не плохо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *