Отто Вейнингер «Пол и характер» (1902)
Когда нет груза прожитых лет, для окружающих становишься наивным мечтателем. К числу таковых стоит отнести и Отто Вейнингера, невзирая на иногда придаваемое значение его трудам. Не стоит забывать, Отто покинул наш мир в возрасте двадцати трёх лет, не сумев справиться с пониманием должного вскоре последовать изменения в его мировоззрении. О чём же он смел мыслить? Часто работы Вейнингера объединяются в один том, например под обложкой основного труда, им оставленного. И так уж получается, что высказывая мысли в самом начале XX века, Отто отражал всё то, о чём станут размышлять люди в дальнейшем, придавая тому вес чрезмерной важности. Самое главное, заложенное Вейнингером, — это право каждого человека считать, будто ему с рождения свойственны черты обоих полов. Получается, Отто внёс новое в обсуждение вопроса о «табула раса».
Вместе с тем, Вейнингер не становился на сторону Дарвина. Он не считал, будто мужчина с течением последующих миллионов лет окончательно перестанет иметь с женщиной общие черты, как и наоборот. Либо Отто предпочитал смотреть на положение вещей здесь и сейчас. Он подметил сходство волосяного покрова, не настолько развитого у женщин, но всё-таки присутствующего, хоть и в более скудной мере. Подметил и такую особенность как комплексы молочных желёз у мужчин. Размышляя дальше, Вейнингер заключал: каждая клетка в организме имеет женскую или мужскую природу в совокупности с остальными.
Отдавая женщинам право на равноправие с мужчинами, Отто выражал сомнение в необходимости того. Он не видел ничего, что женщины могли делать в той же степени хорошо. Но к чему-то женский пол всё же стремился больше. Потому Вейнингер предпочитал думать с позиции мужчины, которому не может быть интересно совершаемое женщинами. Он бы и книг не стал читать, к созданию которых приложил руку представитель противоположного пола. И причина того в отсутствии интереса к манере женского письма, готового говорить о чём угодно, только не о способном заинтересовать мужчин.
Изначально давая женщинам возможность заявить о важности их присутствия, должном предоставлять уважении на ими делаемое, Вейнингер постепенно перестраивался, выражая мысль совсем иного от исходного замысла. Он заключал, как человек может быть мужчиной, либо женщиной, без каких-либо иных вариаций. Даже приводя в пример людей, поддерживающих гомосексуальную связь, кто-то из них в паре будет представлять мужскую половину, тогда как другой — женскую. Тут должно возникнуть противоречие в суждениях, однако читатель способен домысливать всякие размышления самостоятельно, без знакомства с дополнительными поясняющими абзацами.
Продолжая размышлять, Отто скатывался в абсурд. Отказывая женщинам в праве на гениальность, он к тому же лишал их права казаться сострадательными. Казалось бы, сформировавшийся в обществе образ сестры милосердия, по мнению Вейнингера, не нёс ничего положительного. Оказывается, женщины аморальны по натуре. Им просто нравится смотреть на страдания людей. А если на лице женщины отражается горечь за переживания других, то тут уже стоит говорить о бесстыдстве. В целом, читатель должен отметить некоторое сходство с трудом Чезаре Ламброзо «Женщина-преступница и проститутка». Почему? Отто вздумал разделять женщин на матерей и, как раз, проституток.
Так к чему читатель должен подойти в итоге? Нужно представить, если бы Кант задумался свести «Критику чистого разума» не к объяснению возможности человека познавать непознаваемое, а к рассуждению о том, насколько мужчине должны быть противны женские половые органы. В том и беда, для выражения дельных мыслей нужно иметь груз прожитых лет, от приобретения которого Вейнингер отказался, сведя счёты с жизнью.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: вейнингер пол и характер критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Otto Weininger Sex and Character analysis, review, book, content, Geschlecht und Charakter
Конечно, книга спорная, но уже стала такой же культовой, как «Капитал» Маркса или «Психология народов и рас» Лебона. А какие другие труды Вейнингера вы имеете в виду? Кроме этого, у него только одна книга — «Последние слова», и то собранная из оставшихся записей и изданная после его смерти, объёмом меньше «Пола и характера» раза в два-три.
любая книга спорная, но касательно взглядов Вейнингера даже слов о споре быть не может: он чрезмерно однозначен, а значит и для себя лично правдив… и только.
Но «Пол и характер» только на русском языке издавали несколько раз до революции, при советах книга была запрещена и с 1991 года было ещё несколько изданий. Ну и сколько на других языках. Хотя в этом году книге 120 лет. Значит, не пустое место. Попробуйте написать книгу, которая больше ста лет будет много раз переиздаваться на разных языках.
никто и не говорит про «пустое место». каждое мнение имеет право на существование, я лишь говорю о том, что Вейнингер мог через пять лет посмотреть на своё же мнение с прямо противоположной точки зрения.
Hy конечно, многие философы, мыслители, идеологи, теоретики, учёные в течение жизни пересматривают свои идеи и теории, иногда приходят к противоположным позициям. Я когда-то зачитывался теоретическими статьями Брюсова, он за много лет тоже проделал эволюцию в своих взглядах на поэзию и искусство. Это нормально и не плохо.