Легенда о граде Китеже (XIII век)

Легенда о граде Китеже

Легенды о граде Китеже нет. Есть предание, согласно которому существовали поселения Большой и Малый Китеж, пришедшие в запустение после нашествия монголо-татар. Подобная судьба постигла многие места жительства людей, лишённых населения вследствие гибели или увода в плен. Некогда центры кипения жизни, они вмиг пришли в упадок, чтобы никогда не возродиться. Народная молва сохранила для потомков упоминание о скрытом от взоров граде, должном стать видимым при втором пришествии Христа. Более ничего с Китежем не происходит.

Считается, что оба города основаны около 1165 года Великим князем Георгием Всеволодовичем, третьим сыном Великого князя Всеволода Большое Гнездо. Сам князь родился через двадцать три года после означенного события. Наблюдается хронологическая неувязка. Видимо следует понимать, что Георгий Всеволодович стал заменять деревянные постройки на каменные. Скорее всего, имеет место смешивание исторических лиц, представленных одним персонажем, достойным получить прозвание легендарного, имевшего общие черты с Великим князем и прозванного при крещении Гавриилом.

Легендарный князь с рождения не почитал христианской веры, за что он был изгнан из Новгорода. По неведомой причине он пришёл к киевскому Великому князю, получив от него в управление Вышгород, тогда как исторический Георгий Всеволодович отмечен владимирским Великим княжением, он также являлся участником битвы на Липице, где потерпел поражение от новгородцев. В 1238 году легендарный и исторический князья погибли, сражаясь с ордами Батыя.

Ныне принято думать, что Большой Китеж ушёл на дно. По другой версии град мог быть поглощён лесом. Изредка слышен колокольный звон. Для желающих найти следы ставшего невидимым поселения в сказании «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже» имеется предостережение — они обретут смерть. Кто же посмеет насмехаться над легендой, того покарает Господь, ибо негоже сомневаться в божеском деянии. Имеется другой источник, позже составленный, старообрядческий «Китежский летописец». Оба труда дополняют друг друга, но не говорят главного.

Теперь следует видеть легенду о Китеже не так, как она обычно подаётся. Действительно, легенды нет. Имеются обрывочные свидетельства, ничего точно не проясняющие. Дошедшие предания следует понимать шире, нежели относительно конкретно указываемых поселений. Нашествие монголо-татар перемололо русских людей, уничтожив их уклад и культуру. Оставшиеся после уже не были похожи на прежнее население. Вполне разумно предполагать произошедшее вторжение за кару Бога, решившего таким образом в духе библейских наказаний уничтожить народ, предавшийся братоубийственным войнам.

Свидетели тех дней отмечали падение моральных нравов и низкую духовность переживших завоевательный поход Батыя. Немудрено, что истинные оплоты христианской веры были скрыты от глаз, дабы не терпеть разора уже от самих русских. Достаточно вспомнить о событиях после убийства Андрея Боголюбского, когда население снимало позолоту с церковных куполов. Поэтому Китеж останется невидимым, но не до второго пришествия Христа, а до восстановления утраченных морали и духовности. До сих пор этого не произошло, и необязательно, чтобы в течение точно такого же срока град Китеж явил себя миру в будущем.

Вероятно, Китеж не проявится вообще. В запустение приходит огромное количество поселений, покидаемых людьми по собственной воле. Как никогда ослабла вера в божественный промысел. Меняется понимание мироустройства, создаются легенды совершенно другого толка, связываемые с проявлением иных сил человеческого бытия. Чаще былое просто тонет в памяти, навсегда стираясь и не желая возвращаться обратно. Сам Китеж вспоминается в качестве красивой легенды, без вкладывания смысла в его прежнее существование, но всё равно о нём продолжают знать.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: легенда о граде китеже критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Kitezh Chronicle analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечь критических заметок о литературе Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *