Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне» (1962)

По книгам Ремарка можно изучать нравы европейских народов первой половины XX века, настолько пронзительными они получались: читателю представляется возможность пройти путь от рядового солдата Первой Мировой войны до прожигателя жизни на руинах войны последующей. «Ночь в Лиссабоне» — это мостик между началом экспансии Германии и дорогой в Америку, когда позади остались годы скитаний через границы разных государств, пока не возникла острая необходимость навсегда оставить Европу. Ремарк не станет говорить о новом — он в своей любимой манере расскажет историю несчастной любви и поведает об утраченном гуманизме, вынуждающем людей не искать надежду в завтрашнем дне, борясь за существование в секунду осознания действительности. А если предстоит провести всего одну ночь, которая может подарить билет в новую жизнь, то стоит ли отбросить все свои дела, чтобы получить доступ на корабль?

Произведения Ремарка всегда предсказуемы. Остаётся только понять, что и когда наконец-то произойдёт. Меняются декорации, а люди остаются точно такими же загнанными созданиями, как и в доброй части книг до этого. Депрессия стоит в стороне, если это пройдено бессчётное количество раз. Откровения стороннего человека всегда можно принять за чистую монету, особенно, если они написаны автором художественной литературы, которой читатели имеют склонность доверять. Другое дело, что происходящие события могут быть чистой беллетристикой, лишённой каких-либо связей с настоящими событиями. Ремарку довелось пережить лишь малую часть из того, о чём он постоянно писал. Ему помогали беседы с людьми и пресса, из которой было очень легко черпать темы, смешивая их с собственным внутренним миром, способным очернить и придать вид окончательного беспросветного бытия.

Жить ради любви, быть готовым на всё ради любви — такое в жизни вполне случается сплошь и рядом. Любовь не может угаснуть, у Ремарка она никогда не угасает. Тускнеют герои, но любовь навсегда остаётся в их сердцах. Совместные скитания укрепляют привязанность, а трудности закаляют чувства, давая Ремарку очередную возможность написать пронзительную историю, где сольются воедино политическая недальновидность глав государств, халатное отношение к работе надзорных служб и слепая вера в светлое будущее каждого, кто не относится к эмигрантам. Ремарк не раз говорил про счастье быть рождённым гражданином любого государства, кроме германского, в котором нацистская идеология вытеснила разумность из озверевших от злокачественной гиперинфляции людей, готовых поверить любому человеку, что пообещает воздать обидчикам за все притеснения.

В такой ситуации ничего кроме алкоголя употреблять невозможно, поэтому не стоит удивляться тому, что герои Ремарка могут пить без закуски. А если они решат рассказать историю, то остаётся лишь слушать и со всем соглашаться. «Ночь в Лиссабоне» интересна описаниями Германии времён начала Второй Мировой войны, перемен отношения властей к немецким эмигрантам и неожиданной свободы передвижения при выработанной привычке быть всегда и везде напористым. Ремарк остался Ремарком, ни в чём себе не изменив, пронося одну вечную историю через все свои книги, поражая читателя отсутствием радужных перспектив. Читая первый раз, будешь под впечатлением. Читая в n-ный раз, скорее вздохнёшь.

После чужих историй пора создавать свои. Так и поступят герои книги, но уже в Америке, и только если верить другим книгам Ремарка. Не так много у них вариантов — они боролись за жизнь долгие годы до этого, будут бороться и дальше. Их поступками руководит отчаяние, а моральная составляющая каждого действия не позволяет поступать в разрез с основными человеческими ценностями. Остаётся пожелать, чтобы больше не случалось такого, когда твоя Родина объявляет тебя изгоем, и ты уже никогда и нигде не найдёшь ей замену. Чьи-то амбиции могут кардинальным образом изменять уклад жизни. Только является ли это безусловным благом и гарантией благополучия в будущем?

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: ремарк ночь в лиссабоне критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Erich Maria Remarque, Die Nacht von Lissabon, The Night in Lisbon, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Станция на горизонте
На Западном фронте без перемен
Три товарища
Возлюби ближнего своего
Триумфальная арка
Искра жизни
Время жить и время умирать
Чёрный обелиск
Жизнь взаймы
Тени в раю
Гэм

9 comments

  • Очень нравилось читать произведения Ремарка. Но вот «Ночь в Лиссабоне! не читала. Но теперь найду и с удовольствием прочитаю.Думаю , что мне понравится, как и все остальное, то что читала ранее.

  • Не люблю почему-то читать истории о несчастной любви. Если автор и пишет и чужих страданиях и испытаниях, то финал должен быть счастливым. Понимаю, что в жизни все далеко не так, но именно такие книг мне нравится читать. Хотя, каждому свое…

  • Аватар Наташа

    «Читая первый раз, будешь под впечатлением. Читая в n-ный раз, скорее вздохнёшь» — тоже думала об этом, когда читала. Это немного и отпугивает. Когда все же поймешь, что уже знаешь «что и когда наконец-то произойдёт».

  • Люблю читать. Жаль, что не читала Ремарка, знаю, что он пишет замечательно. И хотя сейчас времени для чтения совсем нет, но постараюсь восполнить упущенное. Спасибо!

  • В студенческие годы зачитывалась произведениями Ремарка. «Ночь в Лиссабоне» также читала с большим интересом, до сих пор помню переживания , связанные с этим произведением.

  • Мне нравится Ремарк. И «Ночь в Лиссабоне» не исключение. Время от времени возвращаюсь к его произведениям.

  • Я Ремарка могу читать бесконечно. Он не надоедает. Кажется, он был евреем, и настоящая его фамилия — Крамер. То есть Ремарк наоборот.

    • trounin trounin

      нет. он был немцем, а настоящая его фамилия — Ремарк. То есть Крамер наоборот.

  • Произведения Ремарка всегда читаю с удовольствием — интересно все и описания Германии и страдания и любовь несчастная… Ведь все хорошо не может быть в жизни…

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *