Николай Лесков — Рассказы за 1883 год
От высказывания дельных мыслей останавливает желание жить. Вырази собственное частное мнение против, как обретёшь недругов. В лице церкви за 1883 год Лесков нашёл грозного врага. Ещё раньше он рассорился с властью, знаменитый оппозиционным настроением. Быть такому человеку в последующем примечательной личностью, прославляемой в государстве выступающих против монархии безбожников. Но и им он окажется противен, вследствие чего будет предан забвению, не имея шанса на восстановление утраченных позиций. Только молчать, либо во всём соглашаться с действующими порядками — не является выходом. Лесков скорее бы оказался забыт, поддерживай он церковь и власть. Потому представим его в качестве медведя, им же описанного в рассказе «Зверь».
Дрессированное существо не привыкло умирать от человеческих рук. Не должен воспитанник принимать смерть от воспитателя. Будь он хоть медведем или клевретом. Последователь обязан жить неопределённо долго, пока не падут создавшие его обстоятельства. Однажды такое существо поймёт — мир устроен не тем образом. От него всегда чего-то хотят, не предоставляя гарантий сохранения благополучия. Проще говоря, в не самый прекрасный момент кому-то захочется содрать шкуру, уж больно она ему придётся по душе. Проблема цивилизованного мира как раз в том, что среди справедливости чаще всего и творится беззаконие, прикрываемое благими целями. Вполне понятно, если добропорядочному выдрессированному существу пожелать перерезать горло, то такое же желание возникнет у намеченного в жертву. Спасает одно, воспитанному в определённых условиях не получится стать выше ему доступного, отчего остаётся бежать, тогда как общество всё равно не успокоится, пока не прикончит, но всегда найдутся те, кто продолжает сохранять благоразумие.
Конечно, Лескова не загоняли, ему не угрожали и не принимали за дрессированного медведя. Он должен был внутренне понимать происходящее, устав о том писать в художественных произведениях. Сколько не упирай на действительность, ожидаемого не обретёшь. Примером служат басни, где всё вроде представлено в требуемом виде, понятно и достойно воплощения в жизнь, да никогда в полном объёме всерьёз не воспринимается. Так и Николай, старавшийся указывать на творимые людьми непотребности, всерьёз не воспринимался. Мало ли до каких суждений он нисходил. На него ещё не объявили охоту, что могли спокойно сделать.
У Лескова есть рассказ «Справедливый человек», опубликованный много позже его смерти. Там он прямым текстом выражал сомнение в необходимости взывать к справедливости. Не тем воздаётся почёт, кто заслуживает признания заслуг. Достаточно вспомнить Суворова, чьи достижения достойны пристального внимания. А как обстоит дело в действительности? Далеко не так, как того хотелось. Проще найти героя среди повседневности или вывести на первые позиции некое историческое лицо, на том строя текущее представление о должном быть.
За 1883 год у Николая есть ещё два коротких рассказа «Голос природы» и «Маленькая ошибка». Писались они в некоторой спешке, о чём делается вывод из нескольких расхождений повествования с логикой, Лесковым так и не обнаруженных. Оба напечатаны в журнале «Осколки». «Маленькая ошибка» с подзаголовком «Секрет одной московской фамилии» причислена к святочным рассказам.
Далее не будет послаблений. Лишнюю мягкость полагается убрать. Если стало понятным, к чему следует стремиться и прилагать усилия, на то и необходимо опираться. Обществу нужно открывать глаза, дабы не прослыть кротким созданием, лишённым права огрызаться. Пусть все видят, насколько устоялось мировоззрение, не желающее мириться с повсеместно творимыми непотребствами. Вполне допустимо выступить и против церкви, отнюдь не той организации, какой она была во время пришествия христианства на Русь.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: лесков рассказы критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, лесков зверь критика, Nikolai Leskov, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Николая Лескова