Гарри Гаррисон «Фантастическая сага» (1967)
60-ые и 70-ые годы — время расцвета творчества Гарри Гаррисона. Тогда была придуманы им Стальная Крыса, Мир Смерти и герой галактики Билл. Жажда творчества бурлила и выходила за берега. Видимо, Гаррисону космические путешествия порядком поднадоели, поэтому он решился отправиться в прошлое. Прикоснуться к современному — открыть Америку. Но не в компании с Колумбом, а с ватагой мужественных викингов. Исторически всем давно известно, что Америку открыли именно викинги. О самих индейцах, которые открыли Америку задолго до европейцев, почему-то никто не вспоминает, прочно занося их в разряд аборигенов. Хотя они такие же аборигены, как монголы в Азии. Просто кто-то по пути из Африки решил идти до самого конца. Особо настойчивые даже до Огненной земли добрались.
Путешествие во времени — благодатная тема для творчества. Есть много хороших произведений. Начиная с Твена и его янки при дворе короля Артура и заканчивая… Нет! Никем не заканчивая. Этот литературный приём никогда себя не исчерпает. Герои погружаются в прошлое, проживая там часть своей жизни, и всегда возвращаются назад, за совсем маленьким исключением. Их действия не вносят никакой разлад в ход истории. Брэдбери правда думал по другому, пугая мир гениальным рассказом «И грянул гром». Однако, перед нами Гаррисон. Читая его «Фантастическую сагу» ловишь себя на постоянном дискомфорте.
Герои Гаррисона всегда находчивые, технически подкованные, сильные, чуть ли не мастера на все руки, да и не будем юлить — преступники в душе и по натуре. В «Фантастической саге» такого нет. Есть лишь учёный, создавший машину времени. Он пытается убедить мир в правдивости своего изобретения, за это его посылают в ином направлении. Отбив пороги всех бизнес-ангелов, ему судьба благоволит столкнуться с киноиндустрией и терпящей банкротство студией. Башковитый режиссёр сразу понимает всю прелесть изобретения. Ведь когда ещё до этого сценарии писались за десять минут, а сам фильм лежал на полке у босса уже через два дня. Да никогда.
Гаррисон не стесняется показывать человеческую тупость, жадность, неприятие нового образа мышления. Не понимает режиссёра босс, не понимают режиссёра викинги. Странно, что они вообще не удивляются съёмочной команде в своей среде. Беззастенчиво пользуются всеми благами удалённой от них во времени цивилизации. Книга не для массового читателя. Она не понравится многим. За неё стоит браться любителям фантастики и творчества Гаррисона. Больше никому.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: гаррисон фантастическая сага критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Harry Harrison The Technicolor Time Machine analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Война с роботами
— Запад Эдема
— «Да не опустится тьма» Лайона Спрэга де Кампа
— «Патруль времени» Пола Андерсона
Отличная книга. Читала в юности — была в восторге. Перечитала через 30 лет — те же ощущения. «Книга не для массового читателя». Книга издается и переиздается уже почти 50 лет, по ней фильм снят, разве это не признание её успеха? «Она не понравится многим». Странный аргумент. Любая книга может кому-то не понравится и таких может быть довольно много. «За неё стоит браться любителям фантастики и творчества Гаррисона. Больше никому». А любители фантастики по Вашему не массовый читатель? Что касается творчества Гаррисона, то я как раз не была в восторге от его стальных крыс и миров смерти. Но я не стану заявлять, что это книги «не для массового читателя». Последняя фраза рецензии вообще блеск. Сурово так. Кулаком по столу.