Юрий Бондарев «Берег» (1975)

Бондарев Берег

Юрий Бондарев постарался рассказать о многом, как о том, о чём следовало рассказать, так и о том, о чём можно было не рассказывать. «Берег» стал для него подобием бездонного колодца, из которого сколько не черпай воду, ведро всё равно будет оставаться полным. Глубина колодца ограничена двадцатишестилетним сроком — временем взятия Берлина и подавления оставшихся очагов сопротивления, а бросающий ведро в бездну памяти — сорокасемилетним возрастом, ибо столько ему на момент изложения. Читателю предстоит усвоить весь промежуток прожитых лет: от пылкой юношеской любви людей из противоборствующих лагерей до болезненного налаживания взаимоотношений с прежними смертельными врагами.

Берег — это граница между двумя состояниями. Граница может проходить явно, либо восприниматься подсознательно. Бондарев предлагает разные варианты берегов. Речь может идти о культурных различиях, либо о взглядах на вопросы и о прочем, для перечисления чего никогда не хватит места. Жизнь сложна для понимания и не ограничивается прямолинейным её толкованием. Бондарев это понимает, поэтому затрагивает множество аспектов, разбавляя повествование всевозможными подробностями. Читатель познает буйство советской истеричной шпаны, готовой порезать и потом слёзно рыдать перед милиционерами; познает впечатление о посещении заграничного бара с интим-услугами, где разведут на деньги и грубо выставят за дверь; познает отношение немцев к политике, религии и нацистскому прошлому; наконец-то поймёт, что берега создаются воображением, тогда как человек всегда стремится к достижению определённого результата, идя к нему по пути социализма или капитализма, будучи обречён пересечься с чуждой идеологией и принять её за собственную.

Центральным сюжетом произведения является тема отношений главного героя с восемнадцатилетней немкой. Им было дано любить друг друга пять дней, пережив за столь малый срок бурю эмоций. Вокруг разгораются споры и взаимная ненависть прочих действующих лиц, а перед читателем развивается линия трепетания соприкасающихся сердец. Война казалась законченной, а любящие будто не имели дотоле потрясений. Бондарев написал об их отношениях с пронзительной чуткостью, достойной самой высокой оценки, если бы не один существенный момент. Пронзительность на деле вышла наигранной, мало похожей на правду и исходящей от психической лабильности большинства представленных на страницах персонажей.

Действующие лица «Берега» не умеют ограничиваться прямым ответом, они обязательно юлят и уходят в многословные рассуждения. Там, где можно сказать, что работаешь писателем, главный герой едва ли не упирается мыслями в горизонт, а на вопрос о причине какого-либо поступка, автор вспоминает о ведре и бездонном колодце: черпает, выливает обратно и снова черпает. Со стороны такое поведение наводит на мысли о тупости персонажей, отчего-то способных дельно рассуждать и принимать правильные решения, периодически на чём-нибудь зацикливаясь.

Красота описываемого под пером Бондарева пала жертвой необходимости выжимать из читателя слёзы, гнев и смех — нельзя остаться безучастным к происходящему. Юрий излишне подошёл к повествованию, представив главного героя не мужчиной в расцвете лет, а немощным стариком, чьё сердце более не способно справляться с нагрузкой и подвержено нестерпимой давящей боли. Бондарев словно забыл, кого он воссоздаёт на страницах «Берега». Ему хотелось всюду создавать пронзительные сцены, игнорируя логику. Он и создавал. Но от переизбытка однотипности читатель обязан будет устать и начать сомневаться в предлагаемом ему варианте чьей-то жизни.

Любителю Ремарка манера Юрия Бондарева понравится. Данное сравнение служит расширению читательских горизонтов. Всегда приятно найти ранее понравившееся в работах других писателей. В такой манере сказывали раньше, будут сказывать и следующие поколения авторов. Их проза волнует душу, а это важнее всего остального.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: бондарев берег критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, содержание, Yuri Bondarev, The Shore, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Юность командиров
Батальоны просят огня. Последние залпы
Тишина
Горячий снег
Бермудский треугольник
«Время жить и время умирать» Эриха Ремарка

3 comments

  • Аватар александр

    прекрасный отзыв! Согласен- произведение прекрасное, но слишком заметна РАБОТА писателя, не покидает ощущение, что автор специально вводит те или иные события, чтоб побольше надавить на читателя, выжать из него нужную эмоцию, ну и некоторая натянутость сюжета под конец….Но любителям Ремарка читать однозначно, хотя тут кое-где Ремарк в квадрате мне кажется.
    Ну а фильм вообще ни о чем, тоска зеленая, не передающая и доли ощущений от романа
    Спасибо

  • Аватар Вячеслав

    Роман написан с целю — создать впечатление о вражде великих народов белой расы.. которые якобы должны были убивать друг друга как можно дольше из-за идеологических догм.В то время как и этот второй мировой «петушиный бой» был организован и осуществлён Тайным Еврейским Мировым Правительством для расширения сферы влияния доллара. который с момента образования ФРС США перешёл в наступление на народы всей планеты. с целью установления мирового господства. Как подытожил результат этого «петушиного боя» Уинстон Черчилль :»В исторической перспективе опять победили евреи!» А белая раса опять проиграла. Из-за этих войн она сократилась с 18% в начале века до 8% в конце. Не даром Гарри Трумен перед началом войны Говорил о политике США » Будет побеждать Германия- следует помогать России. Будет побеждать Россия следует помогать Германии. И пусть они убиают как можно больше!» И всё это делалось во исполнение наказа Моисея Гесса. данного им Карлу Марксу при заказе Манифеста Коммунистической партии- «Главное -расовая борьба. Классовая борьба второстепенна!» Вот и показал Юрий Бондарев дьявольский замысел Яхве данный евреям:» И уничтожишь все народы которые я -БОГ. Господь твой дал тебе в обладание! Да не пощадит их глаз твой!» Не пощадил глаз жидовский даже чистую любовь немецкой девушки.чьё сознание было. обработано геббельсовской пропагандой и ожидавшей неминуемой смерти и себе и брату. о котором она привыкла заботиться вместо умершей матери и убитого в Африке отца. Эмма преодолела пропаганду Геббельса. а Вадим -наказ еврея Ильи Эренбурга » Убей немца!» Смогут ли наши белые народы перед лицом самоуничтожения белой расы выстоять взаимно уважая друг друга и превратив оба «петушиных боя» прошлого столетия в спарринг бой. Который ведут друг с другом боксёры одного клуба. перед соревнованиями между клубами. Вот эта жизненно важная задача и стоит перед ведущими белыми европейскими народами накануне переселения в их жизненне пространство толп афроазиатов. Стронутых Тайным Еврейским Мировым Правительством с пространств Африки и Азии бомбами и снарядами США и НАТО.

  • Аватар Вячеслав

    Помню..мой дядя — Сальников Алексей Михайлович 1920г.р… прошедший три войны в противотанковой артиллерии. \начиная с сорокпяток и кончая войну в Праге с семидесяти шестыми\говорил:» Все герои войны лежат в земле сырой.Которым повезло — скрипят протезами. Остальные. вроде целые. скрипят здоровьем.» Он умер в 55 лет! Незадолго до смерти он подтвердил вывод героя романа «Берег» лейтенанта Никитина » Такие как Княжко. как правило. погибали. Это была какая-то странная закономерность!» Этой фразой Юрий Васильевич приоткрыл исполнение завета — Убей лучшего из гоев!» Исполнение этого завета и было как раз главной целью той войны. И этим объясняются все колоссальные потери народов белой расы. К сожалению до них не дошла цель мировой элиты — сокращение населения земли до полумиллиарда и установление мирового господства..Книга Генри Форда «Мировое еврейство» запрещена. Так как ещё Никколо Макиавели писал:! Если Государь не будет обманывать своих подданных. он долго не удержится на троне» В настоящее же время наиболее актуально предупреждение Председателя Президиума всероссийского офицерского собрания. Председателя Президиума русского антифашистского комитета генерал -лейтенанта Г.К.Дуброва:»Не уничтожив жидонацизм. человечество погибнет!» Это предупреждение нашло своё подтверждение в произведении Ю.Бондарева и фильме » Берег» Спасибо ему за это!

Добавить комментарий для александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *