Эмиль Золя «Чрево Парижа» (1873)

Цикл «Ругон-Маккары» | Книга №3

Есть мнение, что Эмиль Золя, в особо голодные для себя годы, ловил птиц на чердаках и только ими питался. «Чрево Парижа» создаёт впечатление именно о таком Золя. Мысли о еде должны были сводить с ума писателя, если он всерьёз на каждой странице рассуждает о пищевых пристрастиях людей, доводя до потери рассудка себя и читателя. Кажется, кругом одна колбаса, и ничего кроме колбасы; а затем морепродукты, самые разные дары моря, манящие и малость подпорченные. На смену пресыщенному жизнью Аристиду Саккару из «Добычи» пришли бедные дети Антуана Маккара, чьи будни Золя решил описать с пристрастием. Непосредственно из Ругон-Маккаров в «Чреве Парижа» задействована только дочь Антуана Лиза Кемю, которая не является главным действующим лицом. Золя сделал упор на её сводном брате, когда-то беглом преступнике, а теперь отчасти благородном работнике, что волей судьбы был замешан в событиях 1848 года, ставшим для Франции очередным переломным моментом: вновь монарха отстранили от власти, а на его место пришёл Наполеон III, он же президент при Второй республике.

Сюжет для книги не имеет никакого значения, так как мысли героев произведения сосредоточены на выполнении их работы. В классической литературе обычно не принято уделять излишнее внимание трудовому процессу персонажей, поскольку этим должны заниматься те сословия, о которых никто и не думал писать. Эмиль Золя не зря называет себя натуралистом — ему необходимо описывать жизнь такой, какой он её видит. Если с великой парижской стройкой читатель всё уже понял, когда Саккар не знал куда пристроить нажитый капитал, то теперь нужно понять, как существуют низы. Сожалений к жизни бедных от Золя дождаться трудно. Беднота и обычный люд воспринимаются к месту, будто ничего в них особенного нет. Автор не старается заострять внимание на проблемах, а просто показывает похожие друг на друга дни. Можно сказать, ничего в «Чреве Парижа» не происходит, только, где-то на фоне описания процесса купли-продажи товара, нарастает народное возмущение, грозящее вылиться в революцию.

«Чрево Парижа» можно сравнить с производственным романом. Действующие лица работают, а автор во всех деталях делится с читателем информацией. Энциклопедия жизни Франции середины XIX века — иначе охарактеризовать эту книгу не получается. Золя разбавляет описания диалогами и действиями персонажей, но всё это выглядит крайне бледно. Можно подумать, человек человеку — волк. Иных ассоциаций не возникает. Каждый персонаж пытается урвать кусок получше, заплатив за него поменьше. Изредка вперёд выходит благородство отдельных членов общества, но смотрится оно довольно непривычно. Читатель не сможет проявить сочувствие к угнетаемым, которые сами, при удобном случае, нагреют первого попавшего им зазевавшегося человека. Не желает Золя уделять внимание совестливости, а может в его время данное понятие не имело того значения, до которого человечество дошло в XX веке. Всегда нужно думать только о себе — такое впечатление складывается от первых книг цикла: Пьер Ругон показал пример детям, а те своими поступками продолжили дело отца, как и их двоюродная родня из семейства Антуана Маккара.

Золя удалось частично показать те процессы, которые привели к народным волнениям. Его герои живут в центре основных событий, видя нарастающее недовольство и испытывая его рост на себе. Они не завидуют богачам, продолжая надеяться только на себя. Радужных перспектив на горизонте нет, а продолжать жить всё равно необходимо. Будь Золя немного внимательнее к собственным персонажам, «Чрево Парижа» могло тогда восприниматься более положительно. Золя же поставил себе задачу показать мир, где всё продаётся и покупается. Только он забыл, что Аристид Саккар мог себе это позволить, а работникам продуктового рынка приходится гораздо сложнее.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: золя чрево парижа критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Émile Zola, Les Rougon-Macquart, Le Ventre de Paris, The Belly of Paris, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Эмиля Золя

24 comments

  • У Золя вообще все произведения такие мрачные… Не только «Чрево Парижа».

  • Книга заинтересовала, спасибо! Хорошего дня :)
    Заходи ко мне в гости) Буду рада дружить :))

  • В лет 14, я гостила у бабушки и там была эта трилогия, от нечего делать перечитала 2 раза, а позже еще очень много читала Золя…

  • да, книга достойная собственно, как и все произведения Золя! Люблю иногда перечить ее…

  • А мне книга не показалась производственным романом. Было наоборот интересно до мелочей узнать о том, как же обитали жители Парижа в то время.

  • Честно признаюсь не знаком с творчеством Золя, соответственно не читал «Чрево Парижа», но после прочтения вашей статьи у меня возникло желание устранить этот пробел. Думаю, когда пойду в отпуск найду время на интересную литературу. Спасибо.

  • I haven’t red this novel, but some day I hope I will.

    http://modaodaradosti.blogspot.com/

  • Признаться честно,,для меня такие произведения мрачноваты и тяжело читаются. Гоголь мне нравится гораздо больше.

  • Я только помню, что по школьной программе проходили этого писателя, но мне не понравился его стиль письма и пессимистический настрой.

  • Всегда интересно узнать мнение профессионала о прочитанной книге. Спасибо!

  • The book cover looks lovely. I wish I could speak / read Russian :D

    xx

  • Great selection!
    Have a nice week-end!
    Angela Donava

  • Ни разу не читала книги Эмиля Золя, хотя пыталась. Может немного сложно для меня. Но думаю, «Чрево Парижа» должно заинтересовать людей изучающих историю, особенно историю революций в разных странах.

  • Совсем немного книг Эмиля Золя я прочитала. Я в то время закончила учебу и получила место в маленьком поселке место зав библиотечным филиалом. Знаете какие эксклюзивные книги были в этой библиотеке! Потом я ушла в декрет и мы с мужем поменяли место жительства. Что потом стало с этими книгами я не знаю.

  • Многое читала из Золя из собственного интереса или по учебной программе, но эта книга каким-то удивительным образом прошла мимо меня. Надо будет вернуться к этому циклу, перечитать его.

  • Читая такие книги, можно узнать, как жили в те времена. Ведь писалась она именно в то время

  • Еще один автор из моего детства

  • Что-то не вызывает эта книга особого желания прочитать ее.

  • Когда-то Эмиля Золя читала увлеченно, в том числе и «Чрево Парижа». События и персонажи интересовали необычайно, ведь это происходило в Париже. Теперь книга кажется мрачной, и перечитывать не хочется :(.

  • Да, к произведениям Эмиля Золя у всех очень разное отношение. Для меня он тоже мрачноват, но не все же легкие творения читать.

  • Жить впроголодь вообще вредно. А писателю — вдвойне. :)

  • Аватар Татьяна

    :))) Наверное, он был гурманом этот Золя :) Если так мог описывать продукты, еду настолько тонко, что у читателя возбуждался аппетит :))

  • Очень тонко чувствующий писатель, с некой ноткой мрачности. Но есть любители подобного жанра, хотя не могу сказать, что отношусь к ним.

  • Аватар Вильма

    А мне очень нравится описание там рынка . Боже мой, такие краски! Такие эпитеты! Чудо просто! Недавно опять перечитывала (не всю книгу, а именно эти моменты). Согласна с высказанной здесь мыслью — не напоминает это производственный роман, мне во всяком случае. А вспомним «Дамское счастье»… Там так же ярко и выпукло описаны магазины женской одежды. Прелесть просто!

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *