Екатерина II Великая «Гражданское начальное учение» (конец XVIII века)
Двести девять максим от Екатерины — полезное знание, важное всякому, кто волен считать себя склонным к проявлению ума человеком. Возникли они согласно представлений XVIII века о понимании происходящего в мире людей. Как яркая характеристика — склонение к тому, что всякий ребёнок — чистая доска, ибо рождается дитя, ещё не обретя знаний, кои ему полагается получить от родителей и наставников. Дабы возместить слабость способности к мышлению у части подданных, Екатерина огласила «Гражданское начальное учение», сообщая истины, должные считаться окончательно верными и годными для преподавания подрастающему потомству.
Невозможно оспорить следующие утверждения: польза ближнему есть польза себе, добро просто ради добра следует делать, почитать родителей во всяком возрасте. Любые сомнения в сказанном Екатериной являются оскорбительным предположением. Согласно абсолютизма, власть строится на подчинении одному, но вместе с тем и на подчинении многим, кто стоит выше. До русских царей не могли не дойти фрагменты китайской философии, часто о которой говорится и в тексте «Гражданского начального учения». Поэтому: чтя родителя — чтишь государя, выступаешь против его воли — допускаешь в мыслях бунт против действующей власти, ведь даже космические тела повинуются порядку.
Ближнего полагается любить, как любишь самого себя. То есть закон от Бога, равно требуемый к соблюдению человечеством. Не полагается жить в грусти и печали, тем умножая болезни, ибо будучи довольным текущим положением дел — не покинет радость душу, здоровым останется тело.
Чтобы придать учению наглядную пользу, Екатерина прямо сообщает, сколько дней в неделе, как они называются. Сообщает о количестве дней в году, указывает количество его времён, напоминает их названия. Не обходит вниманием стороны света и стихии. Тем утверждается определённый порядок, должный соблюдаться повсеместно в государстве. Стоит думать о задуманной Екатериной стандартизации всего, устраняя расхождения, возникающие из-за разного отношения к прежде установленным определениям.
Не получится оспорить и следующие утверждения: кушать и пить полезно умеренно, упорный встречает соперников, честность есть неоценённое сокровище, лакедемоняне детей учили говорить слогом кратким, в свете ссоры иногда бывают от безделицы, по заслугам воздаяние; легкомыслен тот, кто говорит без уступки. Екатерина особенно превозносила совесть, воспринимая её всюду следующей за человеком. Для этого ею упоминаются китайские воззрения. Но не следовало ли упомянуть тогда и божеств древнегреческой мифологии эриний? Дочерей Урана, в иносказании воспринимаемых под видом бесконечных мучений, одолевающих совершившего преступление. Отнюдь, ведь прощение гораздо лучше мщения. Екатерина уверена: нет стыда признаться в ошибке, ибо ошибки свойственны человеку.
Хотелось бы узнать, откуда исходила мудрость, прежде сказанная царицей. Во второй половине учения ею прямо цитируются высказывания античных философов, тем словно создавая впечатление, что ранее Екатерина делилась измышленным ею гуманизмом, а после подтверждала речами давно живших людей. Она же рассказала легенду о царе Кире и портном, согласно которой получается: не высшим лицам государства судить о труде, их деятельность не затрагивающем. То есть, иным образом сказанное утверждение: кесарю — кесарево.
Все люди равны перед Богом, век человека короток, труден путь к славе: ещё ряд разумных мыслей Екатерины. Не нужно огорчаться, оставшись не у дел. Ежели нашёлся кто достойнее тебя, к тому следует отнестись с осознанием факта, как много людей, имеющих более твоего желания принести пользу государству. И как не рассуждай, всякий творящий добро обречён терпеть злоречие, будь он хоть портным, хоть властителем дум или государем над душами, наместником Бога в царстве Российском.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: екатерина II гражданское начальное учение критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Catherine the Great, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Екатерины II Великой