Татьяна Устинова «Чудны дела твои, Господи!» (2015)
Литература конца XIX и начала XX века стремится удовлетворить потребность читателя в простых незатейливых историях, претендуя всем естеством на обязательную последующую экранизацию. Положение сложилось именно таким образом, что популярность к писателю приходит только после выпущенных в прокат художественных фильмов по его произведениям. Труды талантливого человека обречены пылиться в безвестности, не будь задействована в творческий процесс призрачная надежда на адаптацию книги под сценарий. И уже не имеет значения внутренняя философия произведения, нет нужды думать над вопросами вечности и, самое главное, оригинальность скорее будет отвергнута, нежели принята с распростёртыми объятиями. Дело писателя — помочь читателю провести пару приятных вечеров наедине с книгой, либо дать базу для не менее приятного похода в кинотеатр. Сюжет обязательно выветрится из головы, на фоне других аналогичных произведений. Нужно быть поистине гением, чтобы будоражить общество, шокируя его уникальностью творения.
«Чудны дела твои, Господи!» Татьяны Устиновой из тех книг, которые тонут в потоке подобной литературы. Их помнят, пока читают. Их же забывают, спустя несколько дней. Приятный вечер точно обеспечен, но дальше получения удовольствия на самом низшем уровне дело не продвинется. Если душа читателя будет требовать размышлений о структуре реальности происходящих событий, тонкой психологической составляющей действующих лиц или даже помышлять открыть новые горизонты, то данная книга им точно не подойдёт. Устинова создала такую историю, в которую веришь, поскольку происходящее действие слишком похоже на обыденность, и без того приевшуюся. Складывается ощущение подглядывания через забор за соседями. Кажется, в сюжете остро не хватает мисс Марпл, той старушки из произведений Агаты Кристи, что всегда подмечала мельчайшие детали и была способна в мирской суете высказывать поразительные суждения.
Устинова слишком сосредоточена на сценах. Она с упоением уходит в изображение одной из них, доводя ситуацию до абсурда, имея желанием вызвать у читателя ощущение диссонанса, когда где-то кипит накал страстей, а где-то одновременно с этим происходят донельзя размеренные и монотонные действия. Такое распределение повествования скорее присуще экранным произведениям, когда камера выхватывает те или иные кадры, за которыми бессознательно следит зритель, не успевающий анализировать и усваивать краткие мгновения, если нет возможности перемотать назад. Художественная литература всегда вызывает мысли во время чтения, которые тем навязчивей, чем у читателя больше замечаний к сюжету. И не всегда эти замечания вызваны восторгом, чаще их провоцирует недовольство.
Замечательной находкой является задействование собаки. Это действительно оригинальный ход. Устинова предлагает читателю не просто жалкую забитую и озлобленную изуродованную псину, а скорее трепетное существо, желающее получать ласку от людей, для чего на пожалеет жизни ради них. Погружение в собачьи переживания едва не подвигло отнести «Чудны дела твои, Господи!» к произведениям магического реализма, настолько наш мир перемешивается с сокрытой составляющей бытия. Будь у Устиновой больше желания довести эксперимент до более высокого уровня, то не пришлось бы равнять книгу с продукцией масспопконвейера.
Канва сюжета слегка перекручена. Устинова делает упор на противостоянии провинциальной России москвичам. Грубо говоря, прилетел инопланетянин, чтобы навести свои порядки. Вот только он — очень милое создание, подвергшееся неправильному понимаю своих мотивов, которые никто не может принять за чистую монету, настолько въелось в подсознание различие двух соседствующих миров. Именно с такой позиции Устинова предлагает смотреть на складывающуюся в книге ситуацию. Не стоит говорить о понимании этой проблемы в общем, так как настоящие жители провинции всё равно не настолько лишены рассудка, дабы в праведном гневе крушить и ломать, доверяя филькиной грамоте. Для повествования данная ситуация весьма хороша — она приятно ложится на сложившийся стереотип, всё-таки имеющий твёрдую почву в виду существующей обиды провинции на уровень жизни жителей столицы.
Во многих моментах Устинова предлагает удивительный взгляд на обыденные вещи, будто отошедшие в прошлое вместе с её поколением. Взять хотя бы отношение героев произведения к субботникам, якобы молодое поколение про них и знать ничего не знает. Казалось бы, несущественная деталь, а сильно портит впечатление от всего произведения в целом. Конечно, мысли отдельного действующего лица не стоит переносить на автора, чьё мнение в любом случае должно быть выше суждений введённых им в сюжет героев. Но это исходит от главного героя, представителя высокой культуры и весьма умного человека. Впрочем, трудно судить за всю Москву разом, может там действительно не знают о субботниках. Только это идёт в разрез с понимаем провинции, где о субботниках помнят и стараются от них отлынивать, что практически никогда не получается. Да и сами провинциалы в данной книге обладают невероятным гигантским апломбом, который Устинова пестует самыми яркими красками, сознательно подталкивая занятых в сюжете персонажей к постоянным взрывам недопонимания друг друга.
У Татьяны Устиновой есть дар писать хорошие книги. Хотелось бы увидеть работу над формой произведений, а не только над происходящими событиями. Только современный читатель будет настроен против подобных изменений. И если Устинова желает оставить своё имя в истории литературы, то пора принимать решительные меры, иначе ничего хорошего в будущем ждать не следует — Гай Монтэг задумается о необходимости спасать книги вообще, начиняя зажигательной смесью рабочий инструмент.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: устинова чудны дела твои господи критика, анализ, отзывы, рецензия, книга
Мне не нравятся произведения на один вечер. И ваш обзор творчества Устиновой, а именно книга «Чудны дела твои, Господи!» подтверждает тот факт, что на это не стоит тратить свое время. Люблю произведения, которые будоражат ум еще не один день и вспоминаешь их еще через продолжительное время.
Согласен с Вами. Поэтому редко читаю современников. Люблю более классические произведения, проверенные временем.
Пишет она неплохо, всегда отмечала, как у нее любовные сцены красиво прорисованы ))) Это в детективах-то ))) Но и правда — читала несколько книг, а о чем они — уже и не помню.
И вот Маринина. Ведь тоже самое почти. А все ж про ее Каменскую могу вспомнить несколько сюжетов. Или потому что герой один и тот же прыгает из романа в роман, что волей-неволей запомнишь?
Да, вы правы, это книги, которые легко читаешь, но и также легко забываешь…Если есть время и тебе нечем заняться, тогда можно и почитать такие произведения…Согласна с тем, что очень перекликаются сюжеты с Марининой…Спасибо за отзыв.С уважением, Анна.
Давно уже не читала книг Татьяны Устиновой.
а мне в дорогу очень нравится брать детективы, в том числе и Устиновой, глядишь и дорога короче
А еще такие книги очень хорошо читать на ночь. Мозги быстро разгружаются от дневных забот.
В дорогу или отпуск беру с собой детективы Устиновой, читаются легко, сюжет захватывающий, правда и забываются быстро.
«Приятный вечер точно обеспечен» — по-моему, это уже хорошо, и не один.
Думаю и такие книги имеют право на свое существование, хотя мне больше по душе те, о которых помнишь долго.
Я тоже не люблю книги на один два вечера, поэтому Устинову не читал, пару раз читал Донцову, поэтому и сделал вывод, что книги на вечер не для меня. Люблю, чтобы книга поглотила моё сознание полностью, а после прочтения я не думал «наконец-то закончилась!», а думал «очень жаль, хочу продолжения!». Нравится когда скучаю по персонажам, по сюжету и жду, когда подзабудется сюжет, чтобы прочитать снова.