Иван Тургенев «Записки охотника» (1852)
Тургенев «Записок охотника» похож на лекаря, описанного им в одном из рассказов. Он осознаёт важность своего ремесла, понимает нужность обществу, делает всё от него возможное, но продолжает понимать, что он весьма посредственно исполняет порученные ему обязанности, отчего доверчивый читатель готов ему всё простить, да к тому же и полюбить. Пока ещё Тургенев не стал знаковой фигурой, набираясь впечатлений, щедро исписывая ими бумагу. Никаких революционных порывов и излишней любви во имя призрачного идеала. Он смотрит на действительность глазами прохожего, подмечая новое в том, чего не замечают местные жители. Примечательное можно найти в любой истории, чем Тургенев и занимается. Правда, описательная литература не поражает воображение. А ведь поражать воображение она просто обязана.
Вот шёл Тургенев с собакой, по пути зашёл в едальню, а там чудесные певцы исполняют неподражаемые партии; вот шёл Тургенев без собаки, по пути зашёл в хату, а там разыгралась семейная трагедия; вот шёл Тургенев без собаки, но с ружьём, по пути зашёл в ещё какое-то место, приметив нужные ему детали. Вот Тургенев вернулся домой, взял перо и начертал историю для ещё одного рассказа. Вот Тургенев получил ворох лестных ему отзывов, да решил издать сборник единой книгой, озаглавив их согласно первому рассказу, так и гласившему, что он относится к запискам охотника.
Читателя «Записки охотника» должны порадовать. Тургенев в ранние годы творчества не был подвержен однотипности. Сюжеты ему подкидывала сама жизнь, поэтому описанное им воспринимается близким к реальности. Герои — обычные люди, способные осознавать собственные ошибки, принимая их неизбежность. Практически никто из действующих лиц не борется с обстоятельствами и не идёт на открытый бунт, предпочитая тайное оставлять тайным. Ежели где потребуется проявить характер, тогда там обязательно разыгрывается драма. Тургенев не передёргивает и не позволяет себе сообщать читателю лишней информации, оставляя своё мнение при себе. Однако, «Записки охотника» получились провокационными. Слишком остро реагируют действующие лица на несправедливость, на которую в обществе принято закрывать глаза.
Каждый рассказ — это чья-то обида на обстоятельства. Не на кого-то, а именно на ход вещей, отчего виноватым оказывается сам человек. Всё принимается без возражений. Иных вариантов быть не может. Не по праву рождённого, но по другой закономерности. Под обстоятельства нужно подстраиваться, находя в этом смысл существования. Тургенев не рассуждает над вариантами изменения ситуаций к лучшему, стараясь построить повествование так, чтобы читатель без чьих-то подсказок осознал неправильность издавна сложившихся устоев. Может возникнуть впечатление, будто человек сам куёт себе счастье или горе, но это является заблуждением. Вырваться за пределы допустимого нельзя — нужно осознать произошедшее, надеясь, что больше не будет причин для переживаний.
При огромных пространствах России, каждая местность является уникальной. Общие черты присутствуют, но есть и отличительные моменты. Тургенев всё это подмечает, изредка давая читателю возможность также понять данную закономерность. Но где бы не происходило действие рассказа из цикла «Записок охотника», всё равно не получается найти повод для радости. Лишь меланхолическое созерцание, когда руки опускаются, а голова отказывается верить в происходящее; только душа пребывает в трепетном ожидании положительного исхода. Тургенев действительно слишком меланхоличен. Не видит он прелести в хорошем окончании, раз за разом предлагая хлебнуть ещё одну порцию чей-то утраты.
Разрушение надежд — это и есть главная особенность творчества Тургенева.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: тургенев записки охотника критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Turgenev, A Sportsman’s Sketches, The Hunter’s Sketches, A Sportsman’s Notebook, Sketches from a Hunter’s Album, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Ивана Тургенева
На то он и Тургенев, чтобы не только замечать детали в каждой истории, но и уметь их описывать
Ещё со школы помню.
Конечно же проходили в школе эти записки.
С внучкой перечитывали недавно «Записки охотника», Когда — то в школе воспринимала его совершено по другому…
Иногда полезно перечитывать хорошие произведения. В разные годы воспринимается по разному.
Тургенев наша классика., в школьные годы читали его произведения. Надо снова перечитать «Записки охотника.», с годами произведения воспринимаются по новому..
Как не странно, но я их помню)
Последний раз слыхал о Тургеневе и читал его произведения — в школе.
Классика есть классика. Тургенев в частности)
Хорошая книга, читала и мне нравится. Классика она вечна и это ее отличает от остального литературного мусора.
Не люблю охоту.
Жена недавно купила книгу Тургенева. И там как раз есть этот расказ. Надо заставить её прочитать и мне пересказать! :-)
Помню, в детстве «Записки охотника» мне нравились. Последнее время почему-то тянет перечитать «Мертвые души» Гоголя. Пока не решаюсь. Может пройдет.
Люблю Тургенева и не только его повести о классических девушках :) Помню и школьную программу «Бежин луг» прям так и стоит в глазах. описание. Поэтично всё, так близко к природе, к её корням…
Надо перечитать, завтра же и начну :)))