Иван Тургенев «Татьяна Борисовна и её племянник», «Смерть» (1848)

Рассказы из цикла «Записки охотника»

Пусть Тургенев продолжает описывать портреты людей, какими себе оные представлял. Чтобы из-под пера начали выходить стоящие творения, нужно набивать руку. Второй номер «Современника» вместил ещё два рассказа Ивана. Если говорить про «Смерть» — это примечание ряда случаев, когда Тургенев становился свидетелем смерти. Идея возникла на основе воспоминания, как он отправлялся на очередную охоту рядом с усыхавшей дубравой. В том лесу рубили деревья, и вслед за звуком падения очередного ствола, раздался крик. Вскоре выяснилось, тяжело ушибло мужчину: он умирал в смирении. В таком же смирении умирал другой человек, пострадавший на пожаре, о чём Иван повествовал в следующей части рассказа. Со смирением отнёсся к ожидаемому ещё один человек, получивший грыжу при подъёме тяжестей. Несмотря на предупреждение, он предпочёл скорее управиться с домашними делами. Каждый раз, когда смерть приходила от случайного стечения обстоятельств, никто не клял судьбу, не рыдали и их родственники: неизбежное принималось за должное произойти. С похожим спокойствием встречали смерть люди, длительно болевшие, либо на исходе прожитых лет.

Читатель вправе размышлять, почему Тургенев отобразил смерть именно таким образом. Иван и прежде не акцентировал на смерти внимания, считая угасание за само собой происходящее. Бери хоть для примера ту девушку из «Уездного лекаря», чья печаль касалась единственного обстоятельства, причём не связанного со скорым наступлением смерти. И в последующем герои у Ивана будут столь же безразличны. Бери любого из персонажей, готовых собою жертвовать во имя идеалов. Ежели многие из героев его романов читателю неизвестны, то следует остановиться хотя бы на Базарове из романа «Отцы и дети», невозмутимо принявшего смерть. Такова уж особенность творчества Тургенева — невзирая на несчастья, жизнь на том не останавливается.

Следует рассмотреть ещё один рассказ из второго выпуска «Современника» — «Татьяна Борисовна и её племянник». Это ещё ряд портретов, на которые предстоит обратить внимание. Основное значение в повествовании будет отводиться не Татьяне Борисовне, а её племяннику. Но и Татьяна Борисовна заслуживает, чтобы о ней сказали. Жила она простой жизнью, не любила вести дел с соседями, предпочитала общаться с подрастающим поколением, вероятно по причине, что с юных лет росла в бедности, не успела по замужеству прикипеть к порядкам высшего света, после и вовсе овдовела, так и продолжая существовать в окружавшем пространстве. При ней проживал осиротевший племянник Андрей, будучи двенадцати лет увезённый в Петербург для раскрытия изобразительных талантов, ныне вернувшийся домой, весьма растолстевший, обратившийся в посредственность, которой всегда и являлся. Собственно, об этом повествовал Тургенев в рассказе, ничего интересного читателю не сообщив. Разве только нужно учесть момент, насколько племянник стался антипатичен, ведший отвратительный образ жизни, ни к чему не стремящийся, кроме необходимости набивать живот и добиваться ласок от окрестных девиц.

Если оба приведённых тут рассказа рассматривать под общим мнением, то видишь недоговорённость. Остаёшься уверенным, насколько безликие, до того неизвестные, действующие лица не стремятся держаться за жизнь, всегда готовые к смерти, желающие одного, дабы дали время на улаживание дел. А вот при внимании к лицам напыщенным или к тем, кто предпочитает жить отстранённо, от них подобного отношения к неизбежному не ожидаешь. Разумеется, всё это домыслы, не имеющие к повествованию отношения. Тургенев отобразил происходящее в рассказах так, каким образом он посчитал нужным. И ежели где-то следовало добавить драматичности, Иван постарался об этом не сообщать.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: тургенев смерть критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Turgenev Death analysis, review, book, content, Tatyana Borisovna and her Nephew

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Ивана Тургенева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *