Василий Шукшин — Рассказы 1970
Как не рассказать про самоуверенность человека? Нельзя быть полностью уверенным в собственных силах, даже когда всё кажется осуществимым. Относится это ко всему, о чём не заведи речь. Не становится исключением тяга к вредному. Допустим, пристрастие к азартным играм или алкоголю до добра не доводит. Лишь кажется — попробуй начать, в любой момент сможешь остановиться. Об этом могут сказать с твёрдой уверенностью люди опытные, особенно столкнувшиеся с подобным на личном опыте. Отнюдь, тяга очень быстро перерастает в зависимость, вслед за чем идёт крах жизни. Ежели на азартных играх разоришься, то в случае алкоголизма встанешь на путь деградации личности. И как эту мысль донести до тех, кому она действительно важна именно сейчас? Например, рассказ «Залётный» хоть и не станет явным того доказательством, зато даст пищу для размышлений.
Иного рода самоуверенность Шукшин отразил в рассказе «Сапожки». Захотел муж жену порадовать, присмотрев в городе красивую обувь. Беда в том, что жена просила купить резиновые сапоги, как раз ей на селе весьма нужные. Муж поступил иначе! Он вступил в спор с продавщицей, желавшей только узнать, какой нужен размер. Главный герой у Василия вышел переполненным от эмоциональных переживаний, с явными нарушениями психики. Ему желалось приобрести красивые сапожки для жены, на прочее он не обращал внимания. Как итог, обувь сталась мала.
В рассказе «Сильные идут дальше», он же «Митька Ермаков», Шукшин построил многоплановое повествование, каким образом созидал киноленты, в чём-то планируя использовать наработки после, а где-то опираясь на уже до того созданное. В центре повествования растение, с чьей помощью можно излечить человека от ракового заболевания. Если такое действительно существует, тогда его открывателя будут на руках носить… может даже президентом изберут. Задумав такой сюжет, Василий сменил тему, показывая отстранённые случаи, вроде желания купить три сотни презервативов в аптеке, наблюдая за реакцией посетителей, не способных понять, каким образом они будут использованы, ведь их назначение — применение во время взрывов в забое. В других внутренних историях Шукшин сообщил про потерю трусов при длительном заплыве и про утрату бумажника.
Рассказом «Срезал» Василий показал существование людей, способных выглядеть умными, таковыми в действительности не являясь. Это известный приём, когда перед другими можешь сойти за профессионала перед теми, кто сам ничего в этом не понимают, тогда как выглядишь сумасбродом в глазах понимающих суть твоей подлинной неосведомлённости. А если завести заумные речи на философские темы с человеком, близким к философии, требуя от него сущие глупости, то глупцом как раз и окажется философ, так как он будет меньше соответствовать требованиям, предъявляемым к его знаниям.
Продолжительный рассказ «Сураз» — ещё одно произведение на надрыве эмоций. Он про странного парня, отличавшегося красотою лица. Будет поцелуй с чужой женой, свидетелем чего станет муж. Дальше тот самый всплеск проявления чувств, обязанный закончиться трагическим исходом.
В рассказе «Чередниченко и цирк» главному герою понравилось выступление воздушной гимнастки. Издали он оценил притягательность её очертаний, но не знал, какая она из себя вблизи. Может Шукшин хотел рассказать о чём-то, воспользовавшись аллегорией? Он заставил главного героя найти способ знакомства с девушкой, побудив проявиться пагубной страсти, обернувшейся кошмарным пониманием действительности. Суть в том, что воздушная гимнастка имела непритязательную внешность, вследствие чего все её достижения в области циркового искусства начинали восприниматься незначительными, отчего главный герой более прежнего воодушевлялся, начиная себя считать много выше девушки, а её достижения всячески принижал.
Есть ещё три рассказа за 1970 год: «Крыша над головой», «Шире шаг, маэстро!» и «Петя». Про них умолчим.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: шукшин сапожки критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vasily Shukshin, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Василия Шукшина