Василий Шукшин «Мастер» (1971)

Шукшин Рассказы

Теперь следует рассказать про стремление людей защищать то, что им кажется необходимым. И порою такое стремление возникает в отношении явлений, другими за важное не воспринимаемое. Человек потому и является человеком, так как не может пройти мимо, сперва не попробовав настоять на своём мнении. Но насколько мнение человека вообще следует воспринимать за имеющее право на существование? Особенно в ситуации, когда оно присуще одному, либо малой группе людей. Иногда случается так, когда такое мнение начинает восприниматься с чрезмерным рвением к его осуществлению, подменяя должное быть в действительности ложным восприятием обязательности его претворения в жизнь. Говоря так, каждый подумает о своём, поскольку подобная ситуация может быть применима к значительному количеству процессов. Да вот Шукшин брался повествовать о более лёгком к пониманию.

В некой деревне жил столяр, про которого говорят: от Бога. Он создавал прекрасные творения, оные замечая и вокруг себя. Как и другой человек творческого призвания, столяр, представленный на страницах, в периоды особой радости или горя предпочитал выпивку. Однажды об алкоголе он вовсе забыл, увидев красоту деревенской церкви. Всё бы ничего, но строение пришло в упадок. Кажется очевидным, церковь следует спасать. Нужно найти материал для проведения восстановительных работ. К кому же обратиться? Тогда столяр начал обивать пороги инстанций, упрашивая снизойти до просьбы поспособствовать сохранению уникального творения.

Насколько церковь следовало считать уникальной? Что вообще за оное нужно принимать? Если в деревне имеется строение, хотя бы чем-то примечательное, это является достаточным основанием? Если верить народной молве, то всё, чем бы оно не являлось, заслуживает сохранения, невзирая на очевидные недостатки, либо без принятия факта очевидной никчёмности. Со стороны казалось, церковь заслуживает спасения. Разве где-то существует подобная ей? И если даже так, то почему скопированное строение не имеет права на существование? Или может церковь создавалась в архитектурном стиле, который ныне не воспринимается? Ни о чём подобном столяр не думал, он желал единственного — спасти церковь от разрушения, постаравшись сделать всё, дабы быть услышанным.

Ему отказали. Тут бы читателю возмутиться, к чему Шукшин и стремился. Насколько чёрствые сухари сидят в ложах министерств? Но нет необходимости спешить с выводами. Кто-то уже готов посетовать на суть советского государства, где атеизм повергал всяческое стремление к отправлению религиозного культа. Даже будь так, архитектура, особенно историческая, заслуживает особого отношения, опосредованно связанного с первоначальным назначением. С таким чувством и относились к прошлому, ни в чём не отказывая в праве на существование, ежели оно того заслуживает.

Как же обстояло дело? Увы, столяр не был первым, кто озаботился судьбой церкви. В министерстве культуры уже успели заинтересоваться строением, проведя полагающиеся изыскательные работы. Быстро стало понятно, церковь не является оригинальной, полностью копируя другую, расположенную в европейской части страны. Раз так, тогда нет смысла в поддержании подобия, насколько бы копия не соответствовала, превосходила оригинал, а то и уступала ему.

Получив подробный ответ, столяр впал в уныние. Похожего чувства начинался придерживаться и читатель. Казалось непонятным, на каком основании отказывать в существовании явлению, в чём-то воспроизводящем другое строение? Василий мог позволить столяру продолжить бороться за церковь, ведь она всё равно заслуживает сохранения, так как она ему более близка, нежели другая, повторением которой стала. И может добился бы столяр своего, не уйди в очередной запой.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: шукшин мастер критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vasily Shukshin, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Василия Шукшина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *