Константин Паустовский – Рассказы 1954-66

Паустовский Рождение рассказа

С войны Паустовский словно и не писал отдельных рассказов. Он делился крохами, может устав выражать впечатления, либо полностью отдаваясь крупной форме. Ныне есть выражение – расписывать ручку. По аналогии – Константин не давал засохнуть чернилам печатной машинки. Так в 1954 году он уберегал машинку с помощью рассказа “Днепровские кручи”, заодно поделившись размышлением “Рождение рассказа”, тем предваряя сборник очерков “Золотая роза”. Паустовский серьёзно задумался, глядя на трудящихся вокруг людей. А для чего живёт писатель? Если его просят написать о том же трудовом народе, как он то осуществит, не имея схожего опыта? И придумал Константин написать о писательском ремесле. Какая же это трудная профессия! Нужно грамотно донести до читателя чужие чаяния, чтобы всякий сказал: до чего же правдиво написано! Отправился ради этой цели Паустовский к старому другу, описав всё, что с ним в пути случилось.

В 1956 – году разоблачительного XX съезда партии – Константин поведал рассказ про Ленина, дав ему название “Старик в потёртой шинели”. Когда ситуация казалась безнадёжной, на помощь пришёл человек, поддержавший словом. Как после оказалось, им был сам Ленин. В 1957 году рассказом “Уснувший мальчик” Паустовский напомнил про памятник, установленный на могиле художника Борисова-Мусатова. В 1958 – поведал об Италии в рассказе “Толпа на набережной”. В 1959 – рассказом “Песчинка” Константин призывал не искать особого смысла в подобных произведениях.

За 1960 год два рассказа: “Рассказ о народной медицине” (пересказ устной истории Довженко) и “Избушка в лесу” (затронута тема рыбалки). Рассказом “Амфора” в 1961 году Константин удивлял читателя доставшимся сосудом, возраст которого никак не меньше двух тысяч лет. О таком обязательно следовало сообщить, как и об особенностях болгар, выражающихся в типичных сугубо им кивании головой при отрицании и мотании – при согласии.

Оставшиеся три художественных произведения малой формы: за 1963 – “Наедине с осенью”, где Паустовский старательно отзывался о гениальности Лермонтова; за 1964 – “Ильинский омут”; за 1966 – “Вилла Боргезе” – последний рассказ Константина, прощальное впечатление об Италии, где довелось быть очарованным японкой.

Всего известно о восьмидесяти семи рассказах. Что к ним не было отнесено, то встречается в прочих литературных трудах Паустовского, либо осталось неизвестным современнику и, соответственно, потомку. Забытое обязательно будет обнаружено исследователями, если таковые решат посвятить себя изучению жизни и творчества писателя. Вне зависимости от того, что Константин предстаёт для читателя открытой книгой – это не означает наличия сокрытого от внимания с ним происходившего. Человек редко пишет о себе до мельчайших деталей. То и не требуется. Вполне хватает оставленного наследия, особенно при условии плодотворного труда на протяжении нескольких десятилетий. В случае Паустовского, если вести отсчёт с 1912 года – его творческая активность продолжалась более полувека.

По рассказам замечательно видно, как изначально Константин стремился отражать увиденное. В редкие моменты он предпочитал придумывать, но всё-таки опираясь на известные ему обстоятельства. Зачем домысливать, когда всегда можно найти интересный материал? У читателя не могло сложиться впечатления, будто где-то Паустовский не обращал внимания на допускаемые им перегибы. Все его слова казалась к месту. Ведь должны были быть те старики, юноши, девушки и он сам – как очевидец обозреваемого. И разве не могло быть того лимонного дерева и кружевницы Насти? Не хочется думать и принимать за истину, якобы Константин писал для текущих нужд советского общества, в разные периоды своеобразно тянувшегося из социализма к коммунизму. Нет, Паустовский не слагал гимны, он отражал текущий момент…

Дополнительные метки: паустовский рождение рассказа критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Konstantin Paustovsky, analysis, review, book, content, Dneprovskiye kruchi, Rozhdeniye rasskaza, Starik v potertoy shineli, Usnushiy malchik, Tolpa na naberezhnoy, Peschinka, Rasskaz o narodnoy meditsine, Izbushka v lesu, Amfora, Nayedine s oseniyu, Ilhinskiy omut, Villa Borgeze

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Константина Паустовского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *