Константин Паустовский – Заметки и выступления 1940-59

Паустовский О новелле

1940 год – это три заметки для газеты “Правда”. В первой – Паустовский рецензировал фильм “Мои университеты”, снятый по пьесе Максима Горького. Во второй – сообщил про “Рождение театра”, рассказав об одном коллективе, никак не способным закрепиться за определённым помещением, вынужденный перебираться с места на место. В третьей – дал представление о постановке пьесы “Валенсианская вдова” по Лопе де Вега. В 1944 году Константином продолжен обзор для газеты “Советское искусство” отзывом о премьерном показе пьесы “Город мастеров” по произведению Тамары Габбе. Из журнала “Простор” за 1972 год становится известно о речи Паустовского от 1945 года, отозвавшемся о постановке пьесы “Пока не остановится сердце”, автором текста которой он был сам, поставленную в 1943 году в Камерном театре, эвакуированном в Барнаул. Речь должна была прозвучать “К тридцатилетию театра”. Константин вспомнил невзыскательных барнаульских зрителей, согласившихся на просмотр в ледяном зале. 1945 – ещё и “Заметки писателя” для “Литературной газеты”. Сообщалось о том, насколько разнятся вкусы людей. Одному нравится жара, другой её терпеть не может.

Сохранилась стенограмма речи Паустовского от 1946 года, посвящённая пониманию рассказа в качестве жанра художественной литературы. В 1970 году журнал “Новый мир” опубликовал её на своих страницах, дав заголовок “О новелле”. Читатель вновь узнал о том, как планировал Константин создать произведение о труде писателей. Приводилась история про подмастерье, собиравшем пыль в ювелирной мастерской, сумев собрать достаточное количество золота, чтобы выковать розу. Но читатель должен был сам определить, как ему понимать жанр рассказа, постараться найти особые отличия, позволяющие прозываться новеллой. Ежели сказать, будто новелла – повествование о необычном в обычном, то Паустовский возразит – такое свойственно всей художественной литературе. Сокрушаться Константин будет и на тот счёт, что число писателей, предпочитающих жанр рассказа, катастрофически уменьшилось.

1949 годом датируется заметка “Пушкин на театральных подмостках”, опубликованная журналом “Вопросы литературы” в 1969 году. Паустовский сообщил о работе над пьесой о Пушкине. Поведал о деталях, им специально выдуманных, вроде сцены в трактире. 1949 год – это ещё и предисловие Константина к “Сказкам” Пушкина, опубликованным Детгизом. Прошло сто пятьдесят лет с рождения великого поэта, любившего простых людей и ненавидевшего бояр и царей – говорил читателю Паустовский. С именем Пушкина связан ещё и юбилей Малого театра, заказавшим у Константина пьесу “Наш современник” – об этом для “Огонька” написана заметка “Немеркнущая слава”.

К 1951 году принято относить заметку “Сказка будет жить всегда”, опубликованную за 1972 год в сборнике произведений Паустовского. Константин прямым текстом сообщал, что любая сказка со временем становится былью. Разве не летает ныне человек? Не погружается на дно океанов? Не записывает собственный голос? Требуется научиться поступать также, как делали это герои сказок, дабы было полное соответствие. А что есть вообще такое – сказка? Изначально – устное творчество, прираставшее подробностями, переходя от рассказчика к рассказчику. К тому же году принято относить заметку “Страна труда и поэзии” – её публикация состоялась в журнале “Дружба народов” за 1969 год. Константин вспомнил свой визит в Мангышлак, памятный ему Тарасом Шевченко, некогда там томившимся. Повёл Паустовский речь и про украинцев, отзываясь приятными словами, вспомнив следующих замечательных литераторов: Миколу Бажана, Юрия Яновского, Юрия Смолича, Александра Корнейчука, Павла Тычину, Олеся Гончара и Владимира Сосюру.

Для “Литературной газеты” за 1953 год использован материал из речи Паустовского на совещании молодых критиков, названный в соответствии с содержанием – “Высокое призвание”. Вновь Константин припомнил, как важно писателю быть всесторонне развитым, интересоваться абсолютно всем и находить этому применение в произведениях. 1954 годом датируется предисловие к книге Харджиева. 1956 – некрологом по Александру Довженко. 1958 – предисловием к альбому фотографий “Чайковский в Клину” и книге Грина “Алые паруса”.

К 1959 году принято относить заметку “Всё начинается заново”, её первая публикация состоялась в журнале “Вопросы литературы” за 1969 год. Не публиковалась при жизни и заметка “Кому передавать оружие?”, опубликованная в журнале “Юность” за 1982 год. Константин говорил – старая гвардия уходит, но всё же есть кому придти на смену. Привёл для примера имена Юрия Бондарева, Бориса Бедного и Анатолия Злобина.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: паустовский о новелле критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Konstantin Paustovsky, analysis, review, book, content, Moi universitety, Rozhdeniye teatra, Valensianskaya vdova, Gorod masterov, K tridtsatiletiyu teatra, Zametki pisatelya, O novelle, Pushkin na teatralnykh podmostkakh, Rabota nad piyesoy o Pushkine Nash sovremennik, Skazki Pushkina, Nemerknushchaya slava, Skazka budet zhit vsegda, Strana truda i poezii, Vysokoye prizvaniye, Predisloviye k knige Khardzhiyeva, Aleksandr Dovzhenko, Pamyat o Chaykovskom, Volshebnik, Vsyo nachinayetsya zanovo, Komu peredavat oruzhiye

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Константина Паустовского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *