Александр Островский «Бесприданница» (1878)

Смешны метания людей, забывших обо всём на свете; им хочешь пожелать добра, но слишком поздно понимаешь тяжёлое положение другого человека, готового в любой момент подвести черту прожитым годам. Островский вновь после «Грозы» предлагает читателю ознакомиться с непростой судьбой русской женщины, не имеющей за плечами ничего, кроме груза переживаний, всё сильнее тянущих за собой на глубину, всё сильнее затягивая петлю на шее. Безусловно, автор предлагает не самую приятную ситуацию, но и окружение для героини создаёт излишне эмоциональное и эгоистичное: из-за чего прямо на глазах моментально развиваются события, где женщина поставлена перед обстоятельствами, требующими решительных мер, но героиня уподобилась другим персонажам пьесы, имеющим чересчур категоричный односторонний взгляд, не принимающий никаких возражений. «Бесприданница» — это яркое представление с трагичным финалом, который показал флегматичность главной героини, склонной к суицидальным мыслям, нежели жертву обстоятельств. Что стоило главной героине улыбаться и плясать, забывшись в танце?

Натура впечатлительная, принимающая на свой счёт весь негатив, крайне резкая в суждениях и живущая по своим внутренним принципам — такой портрет главной героини рисует для читателя автор. Стоит отметить молодой возраст героини, сыгравший важную роль в произошедшем. Не может юный ум спокойно принимать замечания зрелых людей, он просто не в состоянии перебороть свой бунтарский дух, порывающийся сломать неизбежное развитие событий. Пускай, главная героиня влюблена, её любовь не приносит ей счастья, а доставляет только неприятности. Можно сослаться на своеобразный нрав избранника, что не бережётся, и на остальных ему плевать: он может дать стрелять в себя, но также легко стреляет и в ту девушку, которая смотрит на него влюблённым взглядом. Читатель не может спокойно воспринимать безрассудное поведение, хоть избранник главной героини и нравится молодым особам за свою независимость, целеустремлённость и любовь к красивой жизни. Застилает глаза главной героине такой образ, созданный в воображении, мешающий адекватно воспринимать критику окружающих.

Раньше было принято уходить в монастырь по разным причинам, одной из которых являлась неудовлетворённость личной жизнью. Главная героиня отчасти так и поступает, но лишь с той разницей, что отдаёт себя на волю первого встречного, в поступках которого будет присутствовать желание скрасить её оставшуюся жизнь. При этом, главная героиня не накладывает на себя руки, да и смысла жить тоже не видит, плывя по течению. Другое дело, что Островский просто обязан сделать драму драмой, даже если для этого придётся кем-то пожертвовать. Автор не позволит читателю проявить сочувствие к действующим лицам, в числе которых нет достойных уважения людей, а есть лишь живущие своими заботами субъекты, предпочитающие перемывать кости всем, старательно убегая от разговоров о самих себе. Так ли плох был жених главной героини, за чьей душой водились сущие копейки? Но чей эгоцентризм обязательно сделает из него преуспевающего человека, хоть Островский старательно строит юмористические сцены, подшучивая над предприимчивым человеком.

Каждое действующее лицо пьесы ходит с задранным носом, развлекаясь и получая личную пользу от роста чувства собственной важности. Так получилось, что всем везёт и всех ждут перемены к лучшему, а главная героиня продолжает сохранять такую же надменность, но за острым ощущением собственной ущербности у неё не получается порадоваться благополучному устроению личной жизни. Современная медицина поставила бы ей диагноз депрессии в крайне тяжёлой степени, но в те времена на подобное никто не обращал внимания. Жизнь никогда не бывает простой, поэтому Островский основательно утрировал события, вновь сведя всё к стремлению русской женщины облегчить страдания наиболее радикальным образом.

Ежели кто станет говорить о любви, то проявлений любви в поступках главной героини не было. А если кто до конца осознает финал, то ему следует перечитать «Грозу», чтобы задуматься над привычкой Островского недоговаривать.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: островский бесприданница критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Ostrovsky Without a Dowry analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Александра Островского

7 comments

  • Как-то очень Вы сурово смотрите на главную героиню.
    Её беда вовсе не в её характере, а в социальном устройстве общество того времени. И любовь её достойна восхищения и нестерпимо жаль, что она не нашла ответа в сердце своего возлюбленного.
    А материал данный весьма полезен, особенно для школьников, просто готовое сочинение, вот только верное ли?!

    • trounin trounin

      я не учитель литературы, поэтому не знаю насколько применимо к сочинениям определение верности

  • Я это произведение помню со школьных лет. Но тема эта все так же актуальна.

  • Действительно Ваше мнение достаточно жесткое. И во многом Вы правы.
    Только судить кого-то проще, чем встать на его место. У каждого своя жизнь, свои мироощущения, и свой выбор.

    Что же касается Островского… Так ли он хотел кинуть под поезд жертву? Мне кажется Вы слишком прямолинейны. Часто герои выходят из повиновения, и не всегда задуманная фабула заканчивается так, как думал писатель в начале работы.

    Насколько критик может судить о том, что этим произведением хотел сказать художник? Мы не всегда и своим поступкам можем дать верную оценку.

    Да и какая она эта правильная оценка? Сколько людей, столько мнений)))

    • Вы правильно написали. Хорошее произведение само раскрывается. Писатель лишь записывает то, что открывается ему. Не зря же говорят, что слова идут откуда-то свыше.

  • Согласна лишь с тем, что героиня плывет по течению. Она поддалась всецело своей влюбленности. Хотя, скорее всего, я бы назвала это даже не влюбленностью, а «болезнью».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *