Александр Островский — Пьесы (1850-70)

Свои люди – сочтёмся! (1850), Бедность не порок (1853), Доходное место (1856), Лес (1870)

Очень трудно назвать пьесы Островского комедиями, даже несмотря на утверждение автора, что это именно так. Сюжеты глубоко драматичные и вскрывают язвы общества, над которыми только и остаётся смеяться, поскольку исправить положение не представляется возможным. Островский задевает точно такие же темы, о которых писали другие русские классики. Поэтому нельзя сказать о необъективности кого-то из них, если они не преследовали цель сформировать у потомков отличное от реального представление о нравственной стороне жизни во второй половине XIX века. Многое осталось в прошлом, а что-то настолько присуще характеру русского человека, что останется с ним на века вперёд. С ранних произведений до самых последних Островский обличал кумовство и положение женщин в обществе, рассказывал о несчастной любви и показывал честных людей, над которыми все смеялись, а они в нужде своей прогибались под чужое мнение, находя в этом единственный способ сладить с обстоятельствами.

Почему героини Островского часто видят выход из любого положения в собственной смерти? Им противна атмосфера совершеннолетия — отличная от всего того, к чему их готовили родители. Если кризис удаётся преодолеть, то девушка успешно трансформируется в уверенную в себе женщину, истинно верующую в правильность собственного воспитания. От женщин не требуется работать — необходимо только томно вздыхать, дожидаясь мужа с работы, усиленно надоедая ему жалобами на низкий доход и требуя найти более прибыльное место. Честный муж, желающий иметь скромный угол, где его порывы не будут никого ущемлять, будет долго терпеть, пытаясь перевоспитать жену под себя и найти для этого свободное время. Кажется, бедность не порок — вполне можно спокойно жить, не зная горя. Ещё бы тебя не чурались родные, чьё нынешнее положение не позволяет им вспоминать об обнищавшей родне. Примерно именно по такому сценарию развиваются событиях в пьесах «Свои люди — сочтёмся!», «Бедность не порок» и «Доходное место», написанные Островским в первые годы творчества.

Островский противопоставляет честных людей аферистам, строя на этом драматические сюжеты. Положительные герои обязательно оказываются обманутыми, обворованными и остаются при своём, не смея проявить характер и вернуть потерянное. Аферизм приобрёл размах — об этом тоже любили писать русские классики, используя возможность показать, как можно воспользоваться щедростью широкой русской души, которая боится потревожить чужой покой, жалобно глотая обиды из-за чувства внутренней гордости и не смея самой себе признаться в поруганном кем-то достоинстве. Даже документ перед подписанием стыдно прочитать, боясь увидеть в глазах его подателя сарказм над глупой подозрительностью; Иуда Христа продал, а тот пригрел на сердце гниду. Нужно уметь настоять на своём, оставаясь при этом добропорядочным человеком. Островский на это намекает, предлагая читателю задуматься над важностью чувствовать себя всегда правым и не давать никому ничего просто так без твёрдых гарантий.

Уважать себя и не совершать при этом глупых поступков — трудно. Раскрывая тему бедности и пороков, Островский довольно доходчиво объясняет девушкам прелести брака на пожилом мужчине, предлагая таким образом вытравить из сердца глупую любовь, подобную пробке от шампанского, что быстро взлетает и ещё быстрее опадает (как цинично подметил К. Прутков). Пожилой отдаст девушке всё своё внимание, она для него будет единственной радостью, он не будет заглядываться на других и пропадать по вечерам с друзьями, да ещё и наследство вскоре оставит, тогда и живи в своё удовольствие. Но пока не изопьёшь первой любви — не узнаешь, а там уже будет поздно. Придётся бедного мужа пилить за его неспособность зарабатывать необходимые деньги и отбиваться от принуждения брать работу самой. Предложив одной из героинь шанс стать счастливым человеком, Островский быстро взял слова обратно, понимая, что без счастья никакой радости ждать не стоит. Редкая пьеса у Островского заканчивается хорошо для каждого действующего лица. Только за счастливым концом читатель чувствует обманутым уже себя.

Семейные отношения всегда представляют из себя большое полотно для художника, если тот способен подметить уникальные штрихи во взаимоотношениях людей. Умелые движения кистью сделают картину общественным достоянием — каждый сможет высказать личное мнение о таланте художника. У Островского писать подобные картины получалось весьма доходчиво.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: островский пьесы критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Ostrovsky, It’s a Family Affair-We’ll Settle It Ourselves, Poverty is No Vice, A Profitable Position, The Forest, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Александра Островского
«Обыкновенная история» Ивана Гончарова
«Дворянское гнездо» Ивана Тургенева
«Крейцерова соната» Льва Толстого

12 comments

  • Еще из школьной программы помню пьесу Островского «Гроза» с печальным финалом.

  • Очень грустно, что не хватает времени на прочтение классики. Хотя, время мы планируем сами. Следовательно, если очень сильно захотеть…
    Благодарю Вас за чудесный блог с редкой (к сожалению), но безусловно, нужной и полезной в наши дни информацией.

  • такой сайт, как Ваш, очень нужны сейчас. Идет засилье массовой культуры, а тут читаешь такие редкие вещи, умные мысли. И сразу хочется найти понравившуюся книгу. Спасибо!

  • Это не комедия, это настоящая драма!

  • Мне нравятся пьесы Островского, иногда, когда время позволяет, я читаю. Колорит того времени привлекает.

  • Классик, и этим все сказано.

  • Очень давно смотрела спектакль Доходное место, который произвёл на меня впечатление.
    Надо бы ещё раз посмотреть. С возрастом и понимание меняется.

  • Еще в школе увлекалась его пьесами. Понимала страдания положительных героев)
    У вас интересный серьезный сайт. Таких сейчас мало, увы.

  • Да, у него почти все женские судьбы очень уж несчастливые… Всё страдают и страдают. Очень грустные судьбы!

  • Я тоже думаю, что с возрастом меняется восприятие произведений, поэтому нужно иногда перечитывать понравившиеся когда-то книги.

  • Со школы люблю Островского. И читать и смотреть в театре. И, кажется, что несмотря на очень четкую привязку к своему времени, его пьесы не кажутся не современными…

Добавить комментарий для Вера Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *