Генри Джеймс «Трофеи Пойнтона» (1897)
Для чего живёт человек? Самый очевидный ответ — чтобы оставить потомство. Стоит задуматься на мгновение, как приходит осознание ужасающего факта — это самое губительное из всего, что только можно себе представить. Новое поколение — взрывной механизм, высасывающий соки из родителей, подготавливающий их к отбытию в мир иной. Но дети нужны для обеспечения собственной старости и необходимости кому-то оставить нажитое. Хорошо, если родитель спокойно умрёт самостоятельно, а не в результате постоянных стрессов, коими ему будут отравлять существование ошибки бурной молодости. Этого избежать невозможно, поэтому не стоит со скепсисом смотреть на людей, якобы несчастных от отсутствия детей. Им скорее стоит позавидовать, хотя и на их долю придётся горе, ведь не собственные, так чужие дети с удовольствием выроют могилу тому, чьё имущество себе можно будет присвоить.
Только американский писатель с британским гражданством Генри Джеймс мог подметить и возмутиться особенностями наследственного права Туманного Альбиона: имущество умершего мужчины может наследовать только другой мужчина, будь он хоть самым далёким из далёких родственников. Английские авторы эту тему так серьёзно никогда не воспринимали, стараясь подстраиваться под исторически сложившиеся реалии. Просто мать семейства и дочери должны были найти себе достойную партию или побираться по миру, иного выхода у них не существовало. Джеймс предлагает читателю подобную историю — только у него женский пол не будет молча взирать на изъятие лично нажитого имущества в угоду кому-то, а будет активно бороться за собственные права, плетя интриги и оказывая давление на окружающих.
Главной героине повезло, наследником имущества стал её родной сын, а не многоюродный племянник, коего Джеймс мог ввести в сюжет, подобно Джейн Остен. Проблема усугубилась пассией сына, ещё не женой, но ставящей ребром одно единственное условие — всё должно достаться её будущему мужу, иначе она найдёт себе другого ухажёра. Влияние подобных женщин на мужчин часто застилает глаза сильному полу, вынужденному искать золотую середину между свекровью и невесткой. И ладно бы дело касалось контроля над кухней, борьба ведётся за обладание особняком с богатым антиквариатом. Перед матерью встаёт дилемма: согласиться на счастье сына или разрушить его семью. В обоих случаях она сама останется у разбитого корыта, а в отдалённой перспективе рядом с ней окажется и сын, что из-за своего недалёкого ума сам легко будет обобран до нитки. Как может заметить читатель, Джеймс предлагает к рассмотрению довольно типичную жизненную ситуацию, знакомую каждому жителю нашей планеты, только в условиях британской действительности XIX века.
Генри Джеймс плохо известен российскому читателю, да и стиль его изложения не каждому придётся по вкусу. Однако стоит согласиться — предложенная им нетривиальная история даёт богатую пищу для размышлений. Читатель может занять позицию любого из действующих лиц, и за каждым из них будет своя собственная правда, порождённая всё той же жаждой новых поколений сживать со света все предыдущие. Кто-то скажет про конфликт поколений, если сможет доказать существование оного вообще. Никто из писателей не говорил явно о несовпадении взглядов на жизнь — все они показывали повторение ранее пройденного более взрослыми людьми. Простых решений никогда не будет существовать, как и общедоступного счастья. Вечно будут бороться люди друг с другом, пока на их место не придут действительно разумные существа.
Выбор за тобой читатель. Будь внимательным в своих поступках и оценивай всё в максимально далёкой перспективе.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: генри джеймс трофеи пойнтона критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Henry James The Spoils of Poynton analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Ученик. Урок мастера. В клетке
— Мадонна будущего. Повести
Какие дикие права на наследство были когда-то. По видимому история поведанная в книге действительно нетривиальная. С таким сюжетом сталкиваюсь впервые.
А что… вот пожалуйста есть мотивация для женщины найти себе новую достойную партию или не достойную, вообщем как получится)))хотя, если посмотреть шире,. то это просто какой то абсурд с законом о наследстве..
Люблю такие книги, когда нет однозначно хороших/добрых или плохих/злых персонажей, когда можно рассмотреть историю под ракурсом каждого участника.
Сюжет довольно интересный, заинтригован!
Really interesting!!!
Kisses, Paola.
Какой потрясающий сюжет. Мне крайне импонируют британские писатели, но с Генри Джеймсом я сталкиваюсь впервые. Благодарю за такой захватывающий обзор. Теперь эта книга будет следующей в моем списке. Интересно, снят ли фильм на такой интересный сюжет?
Думаю, что передача наследства по мужской линии оправдана тем, чтобы оно оставалось в рамках рода. Ведь и жена, и дочери могут потом выйти замуж. Тогда наследство перейдет другому роду, а это неправильно.
Заинтересовали. Поищу книгу, прочитаю. Спасибо за подсказку.