Роберт Хайнлайн «Странная история мистера Джонатана Хога» (1942)

Когда-нибудь человечество будет шокировано правдой о своём происхождении и от той роли, которая ему предназначена на просторах Вселенной, но пока каждый человек имеет свои собственные представления о возможной правде. Значительная часть людей предпочитает строить своё мировоззрение основываясь на религиозных убеждениях, считая кощунственным любое иное суждение. Все утверждения рассыпаются после того, как паства решает задать себе один простой вопрос — а кто создал того, кому человек обязан своим существованием? Не может быть всё настолько просто, чтобы из ничего что-то появилось. Даже учёные не до конца могут дать ответ о настоящем происхождении Вселенной, порождённой взрывом. Наиболее адекватным выглядит то оправдание, что Вселенная постоянно переживает фазы расширения и сжатия — это означает неминуемый конец всему сущему с того момента, когда Вселенная станет схлопываться обратно. Теория имеет право на существование, но тоже не может быть принята человеческим разумом без возражений. И тут приходят на помощь фантасты, предполагающие невероятные вещи, оторванные от реальности, но вполне имеющие шанс впоследствии оказаться правдивыми. Отчасти был прав и Роберт Хайнлайн, предложив свою собственную версию сути бытия.

Искать тайное в обычном — любимое занятие человека. В мире должны быть скрытые силы, доступ к которым имеет ограниченный круг людей. Отсюда возникает вера в паранормальные способности и мифологизированных созданий, испытывающих интерес к нашему миру. Нет чёткой грани между реальностями, как нет и магических способностей, позволяющих человеческому организму выходить за рамки возможного. Секрет любого таланта кроется в постоянной его тренировке, поэтому некоторые люди могу совершать невероятные вещи. Никто не может летать или пройти сквозь стену, также как и связаться с иной реальностью, не используя для этого специальных приспособлений. И если самолёт реален, то чётких инструментов для работы с ещё не открытыми физическими состояниями — нет. Когда-нибудь, это нельзя однозначно утверждать, всё будет восприниматься иначе, но опять же в рамках уже известного.

«Странная история мистера Джонатана Хога» написана Хайнлайном в 1942 году, когда многое из нам понятного было из разряда фантастического. Однако, это не делает произведение Хайнлайна более понятным, поскольку он использует приёмы Льюиса Кэрролла, предлагая читателю забыть о разумных ответах на самые житейские вопросы. Позже фантасты активно будут прибегать к подобному приёму, подменяя реальность иллюзорным восприятием мира, задействовав далёкие от понимания возможности знакомых нам предметов. Именно с помощью иллюзии можно построить иную концепцию понимания сущего, когда человек готов поверить в реальность происходящего лишь тогда, когда он всё увидит самостоятельно. Только особенностью иллюзии является то, что на самом деле происходило перед человеком — в результате оказывается совсем другим, во что увидевший всё равно не поверит, подменяя для себя реальность иллюзией. Можно сказать, человек спит и видит долгий сон, находясь при этом в другой плоскости. Зрительные, слуховые и все остальные анализаторы — не более, чем обман, позволяющий существовать на конкретной планете при строго заданных условиях; если поместить человека на другую планету, то он не сможет адаптироваться. Земля полностью иллюзорна даже для самого человека, что ходит по её поверхности вверх ногами и всё воспринимает не так, как это есть на самом деле.

Хайнлайн излишне фантастичен, предлагая читателю концепцию иллюзорности. Он задействует в повествовании такие ходы, которые никогда не найдут возможность быть реализованными в виду своей надуманности. Конечно, хорошо воспринимать мир с позиции ничего непонимающего человека, желающего приоткрыть завесу тайны над собственной сущностью. Главный герой Джонатан Хог хочет знать только одно — кто он есть на самом деле. Этому мешают ежедневные провалы в памяти. Ему помогает жить нечто, позволяющее где-то работать и получать за это деньги. Он живёт чужими иллюзиями, не имея возможности их воспринять. Лучшим решением для него стало обратиться к детективу, который за ним проследит и скажет правду. Единственное доказательство вменяемости для Хога — это тёмная субстанция под ногтями, от которой и предстоит отталкиваться. Он предложил детективу одну возможность, и тот принял её, став жертвой неконтролируемых обстоятельств, в ходе которых становится многое ясным, но жизнь будет отравлена до последнего дня, поскольку правда слишком больно ударит по самолюбию всего человечества, являющегося незначительным звеном в цепи процессов во Вселенной.

Люди с другим пониманием мира издавна считаются сумасшедшими, и судьба их до конца дней пребывать в специализированных заведениях. Любое отклонение от нормы — патология. А если всё действительно не более, чем иллюзия? Тогда нужен пророк… но кто его послушает?

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: хайнлайн странная история мистера джонатана хога критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Robert Heinlein The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Кукловоды
Астронавт Джонс
Звёздный зверь
Тоннель в небе
Дверь в лето
Имею скафандр — готов путешествовать
Звёздный десант
Чужак в чужой стране
Восставшая Луна
«Отель «У погибшего альпиниста»» Аркадия и Бориса Стругацких

10 comments

  • Да никто его слушать не будет. Всегда так было и будет…

  • КНИГА ПОНРАВИЛАСЬ, НО СИЛЬНО ДРАМАТИЧНАЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД

  • С этим произведением я не знакома, однако это интересно, познакомлюсь на досуге, спасибо.

  • Не читала это произведение. Но заинтересовалась…

  • Интересная версия

    Когда-нибудь человечество будет шокировано правдой о своём происхождении и от той роли, которая ему предназначена на просторах Вселенной

    Дожить бы…

  • Хайнлайн был одним из моих любимых писателей в то время, когда иностранная фантастика хлынула на наши прилавки. Сейчас уже как-то спокойно к нему отношусь

  • Слушай, ты вроде столько читаешь и пишешь грамотно, так откуда тогда вот это — «все-равно»? Ведь раздельно же пишется. Столько раз мне попалось это на глаза, в том числе в твоей книге, все-таки решила сказать тебе.

    • trounin trounin

      трудно сказать. Где-то в меня это вбили, поэтому я не интересовался, почему именно через дефис пишу. И никто не говорил, что это неправильно. Но раз уж оказывается так никто не пишет, то отныне буду писать раздельно. Хотя, русский язык крайне нестабильный. Сто лет назад совсем другие правила были.

  • Сто лет назад совсем другие правила были.

    Вы учились русскому сто лет назад ? :) Выходит, в те времена лучше учили. Вы, в самом деле, грамотей!
    А у меня бывают «очепятки» :) , за которые стыдно.

  • Почему-то вспоминается фильм «Помни» Кристофера Нолана… Провалы в памяти у главного героя и шокирующая концовка…

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *