Максим Горький — Произведения 1915-17

Горький Собрание сочинений

В мартовском номере газеты «День» за 1915 год Горький опубликовал «Рассказы» на восточную тематику, построив повествование в духе средневековых сказок ближней и центральной Азии. Некоторые из них позже были опубликованы как «Легенды о Тамерлане». Учитывая их малый размер, допустим краткий пересказ содержания. Так в первом — некий безумец собрал пятьдесят тысяч сторонников, уверенный в избранности, пока не послал Бог ему женщину, уверившую безумца в подлинной исключительности, убедив пройти через огромный костёр. Во втором — самаркандский нищий пожелал быть царём, о чём прознал Тамерлан, и подчинив себе Самарканд, поставил того нищего управлять городом, чуть погодя повесив, всем сказав, что не дело нищим мечтать о несбыточном. В третьем — Тамерлан задавал вопросы мудрецам, не получая нужного ответа. Однажды услышал он глас свыше, и сказал — никого не боится, даже Бога, ведь Бог его может лишь убить. И прожил Тамерлан ещё семьдесят семь лет.

В майском выпуске «Вестника Европы» опубликован очерк «Пожар». Где оному свидетелем стал Горький? Читатель увидел глазами писателя обман дамы торговцем, после чего разгорелся пожар. Пожарные прибыли на место спустя тридцать минут. Горький постарался уделить внимание многим деталям, используя даже эпитеты вроде «округлых рыбьих ртов». В ноябрьском выпуске газеты «Борисоглебское эхо» — короткий рассказ «Письмо». Довелось барыне оставить письмо без присмотра на минуту, рассказчик его посчитал за необходимое сжечь. Барыня вернулась и устыдила за такое пренебрежение к чужим вещам. Дополнило всё это воспоминание под заголовком «Театральное», публикация которого состоялось в декабрьском выпуске «Киевской мысли», частично перекликаясь с очерком «В театре и цирке», принятые Горьким за излишнее в качестве содержания автобиографической повести «В людях», потому изъятые из текста и принявшие вид самостоятельного повествования.

В 1916 году опубликованы ещё два рассказа. В мартовском выпуске «Киевской мысли» — очерк «Несогласный», в сумбурном изложении объясняющий для читателя воспоминание о разговоре с надзирателем. Было сказано, ежели писатель своим ремеслом хорошо зарабатывает, значит проявляемое им несогласие — скорее его личная блажь. А вот будь он писателем нуждающимся, тогда может быть и стоило поверить выражаемому им недовольству. В декабрьском выпуске журнала «Солнце России» — столь же сумбурный рассказ «Барышня и дурак». Ещё два аналогичных по наполнению повествования опубликованы в 1917 году: в январском выпуске «Журнала журналов» — «Из дневника», в майском выпуске газеты «Новая жизнь» — «Из воспоминаний».

В апреле того же 1917 года в газете «Русское слово» опубликован рассказ «Миша», должный восприниматься в качестве реакции на некие события. Родители сказали сыну вести дневник. Ребёнок сперва писал в нём стихи, в ответ получив удивления, словно он не мог такого сочинить. Когда Миша принялся за описание происходившего вокруг, для начала создав портрет прислуги, опять же получил наставительную рекомендацию подобным образом больше не поступать. Что именно Горький желал сообщить читателю? Может его самого укорили в написании стихов, и его же — в воссоздании нелицеприятного отображения действительности.

Где-то в десятых годах Горьким написаны два стихотворения «День сгоревший хороня…» и «Иду межой среди овса…», при жизни не публиковавшиеся. Так в первом стихотворении Горький был мучим бессонницей, заполнив ночное бдение лирическим настроением, выразившись твёрдым размером и расхожей рифмовкой строк, он словно начинал беседовать с сущностью из мрачных начал, призывая оставить его, не терзая необходимостью забыться сном. Во втором — описание природы, показанное через нестрогую рифмовку, с тем же выразительным твёрдым размером. Непонятно, почему Горький отказался от публикации данных творений. Будучи считаемым за не совсем поэта, подобными лирическими образчиками он мог опровергнуть сложившееся о нём мнение. Но если учитывать, сколь сильна была тогда русская поэзия, эти два стихотворения ни в чём бы ему не помогли.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: горький легенды о тамерлане критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Maxim Gorky, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Максима Горького

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *