Максим Горький «Пузыри» (1899), «Мужик» (1900)
К первому января 1900 года Горький подготовил святочный рассказ «Пузыри». Он был единожды опубликован в газете «Северный курьер», после Максимом забытый. Повествование касалось писателя, активно ругаемого, но имеющего в активе в десять раз больше положительных рецензий. Каждую из тех рецензий писатель пестует. Они ему заменяют постель — в буквальном смысле. И каждую из них в отдельности он представляет в виде ёлочного украшения — пузыря. И жил такой писатель, не обращая внимания на критиков, пока к нему не пришла девушка, оказавшаяся воплощением славы.
Писатель в рассказе спал, и ему снился сон. Девушка пригласила его на Парнас. Сам он стал таким же пузырём, каковыми он воспринимал хвалебные отзывы. И вокруг него множество прочих пузырей, каждый из которых доволен своей самодостаточностью. Многие пузыри раздуваются до непомерного размера, после чего лопаются. Как итог: кто желает объять необъятное — тот сдувается. Значит и с желаниями нужно быть аккуратнее: не следует воображать свыше потребного, поскольку это грозит уничтожением. И хорошо, если просто физическим. Случается и так, что вместе с творцом истирается из памяти созданное им наследие. Ежели пузырь лопается, не оставляя следа, то нужно ли тогда требовать свыше разумного?
В марте и апреле Горький в журнале «Жизнь» публиковал отрывки из очерков под общим названием «Мужик». Остальные части произведения не публиковались. Максим брался за идею показать невероятное — людей от сохи, способных получить образование и прославиться на стезе, далёкой от сельского хозяйства. Так в сюжете у Горького сразу появлялся доктор, что любил хорошо одеваться. Показывается и мадам, выучившаяся лекарскому искусству за границей, вернувшаяся в Россию, предпочитающая отдалиться от врачебного ремесла, собирающаяся читать лекции по гигиене. Мужа и сына та мадам потеряет при горестных событиях — сперва за политическую деятельность арестуют сына, после умрёт муж, вскоре от чахотки погибнет и непосредственно сын.
Что же дальше? А дальше размышления про мужика, так и не доведённые до конца. Горький и не желал видеть эти очерки опубликованными где-то ещё. Как и многое из его наследия, оно восстановлено по прижизненным публикациям в периодических изданиях и посредством разыскания рукописей в архивах. Иначе читателю не было бы дано знать, какие литературные труды становились достоянием современников Максима. Однако, стоит обязательно задуматься, насколько важно уделять внимание тому, о чём автор не хотел распространяться. Если сам Горький понимал — лучше отставить неудачный опыт в сторону, так тогда тому и быть.
Исследователи творчества с таким подходом никогда не согласятся. Правда их счастье в малом — они лишены доступа к моментам, не ставшим зафиксированными. В будущем человека будут изучать по столь мимолётно брошенным фразам, от которых чаще хочется сгореть от стыда. В случае очерков «Мужик», учитывая объём со среднюю повесть, мимо пройти не получится. Опять же, Горький распробовал на вкус «Фому Гордеева» — первое своё крупное произведение. Были усвоены принципы создания, где без использования лишних эпизодов никак не обойтись. В случае «Мужика» следовало бы сказать — это полностью лишний эпизод в творчестве Максима.
Получилось ли у Горького создать измышленного им персонажа? Чтобы он одновременно был образованным, являлся архитектором, жуликом и умницей, ещё и жадным к жизни. Оставим то на потуги исследователей творчества, всегда стремящихся найти аспект, до того никем не бывший взятым на рассмотрение. Рядовой читатель скорее откажется знакомиться не только с «Мужиком», но и с работами об этом цикле очерков.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: горький пузыри критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Maxim Gorky, analysis, review, book, content, Puzyri, Muzhik
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Максима Горького