Максим Горький – Рассказы 1900-01

Горький Рассказы

Скажем немного и о рассказах, написанных Горьким в первые годы нового столетия. Максим начал стремиться к основательности. Ежели ему хотелось говорить кратко, он говорил существенно важные для него вещи, либо пытался собраться с мыслями, толком читателю ничего не предлагая. Как пример – рассказы, опубликованные в “Нижегородском листке” на излёте 1900 года: “Перед лицом жизни” и “О беспокойной книге”. В первом жизнь спрашивала человека за им прожитое. Во втором представлены страсти писателя по книгам, спящего или фантазирующего наяву.

К 1900 году относится работа Горького над циклом коротких произведений. Они получили общее название “Публика”. Часть из них была опубликована позднее в виде самостоятельных работ. Прочие до смерти Максима читателю известными так и не стали. Если сам Горький оставил сии пробы пера без внимания, что тогда пытаться найти в их содержании читателю? Той же судьбы должна была удостоиться “Песня о слепых”, всё-таки опубликованная первого января 1901 года в “Журнале для всех”. Горький об этой “Песне” вспомнит через два года, а после и вовсе забудет.

К марту 1901 года относится создание фантазии “Весенние мелодии”, запрещённую цензурой к публикации. Стоит ещё раз напомнить – заключительной частью “Весенних мелодий” стала допущенная к публикации “Песня о Буревестнике”. В том же году для сборника “Помощь евреям, пострадавшим от неурожая”, Максим написал очерк “Погром”, сообщая о виденных им беспорядках 1885 года в одном из городов на Оке. Новой информации для читателя он не сообщил. Рассказанная им история показывала до какой степени может дойти толпа, озверевшая от ненависти, когда людям становится чуждо человеческое отношение к себе подобным. Под каким-либо предлогом они творят бесчинства, не укладывающиеся в представлении тех, кому с таким явлением сталкиваться до того не приходилось.

В конце 1901 года в газетах “Нижегородский листок” и “Курьер” Горький публиковал произведение о скитаниях парня. Предлагалась ситуация, согласно которой жителю деревни потребовалось забыть об укладе предков и отправиться в город на заработки. Получив благословение матери, его злоключения происходили близ питейных заведений. Объясняется это просто. Парень так и не смог найти работу. Он готов был браться за любую, лишь бы кормили, но и таких условий ему предложить никто не мог. Изначально это произведение публиковалось под названием “История одного преступления”, затем получило заглавие “Преступление”, потом и вовсе Горький желал оставить за рассказом заголовок “Преступники”. И лишь через тринадцать лет он даст ему окончательное название – “Злодеи”.

К первым годам XX столетия относится работа Максима над пересмотром валашской сказки “О маленькой фее и молодом чабане”, опубликованной им в 1895 году. Теперь уже в некоторых местах переиначенное стихотворение называлось “Легенда о Марко”. Немного погодя Горький поставит его на один уровень с “Песней о Соколе” и “Песней о Буревестнике”, опубликовав в отдельном издании с помощью товарищества “Знание”. Теперь “Легенда о Марко” получила музыкальное оформление за авторством Спендиарова, и даже в 1903 году произведение публиковалось самостоятельно, сопровождаемое нотами.

Но как быть с наполнением “Легенды о Марко”? Нарекая стихотворением, причём не в прозе, а излагая в поэтическом духе, Максиму следовало придерживаться определённых правил, которыми он мог пренебречь для поэм, вроде “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”. Тут же у Горького получился перебор с глагольными рифмами, очень редко позволяющими оценивать поэзию по достоинству. Видимо, имени Горького тогда уже считалось достаточным, чтобы не считаться с подобными “мелочными придирками”.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: горький весенние мелодии критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Maxim Gorky, analysis, review, book, content, Pered litsom zhizni, O bespokoynoy knige, Publika, Pesnya o slepykh, Vesenniye melodii, Pogrom, Zlodei, Legenda o Marko

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Максима Горького

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *