Рене Декарт «Размышления о первой философии: Пятое и шестое размышление» (1641)
Пятое размышление гласит: О сущности материальных вещей, и снова о Боге — о том, что он существует. Следует представить треугольник. Он существует. Но его требуется представить, а чтобы представить, требуется заранее иметь о нём представление. Если о треугольнике человек не имеет представления, он его не представит. Несмотря на это, сколь не будь треугольник далёким от представления, отрицать факт существования треугольника нельзя. Таково доказательство существования Бога, если использовать геометрические фигуры. Получается, познать Бога можно через треугольник. И не только! Декарт выразил уверенность, что в мире всё можно познать через всё, задействовав разные органы чувств и различные вещи, а также материи. Опять же: и не только! Всегда может оказаться, что к каким инструментам не прибегай, распознать существование треугольника не сможешь, поскольку для его осознания порою требуется лишь воображение.
Теперь следует перейти к шестому размышлению, последнему из размышлений о первой философии. Оно гласит: О существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом. Декарт выразил уверенность — Бог способен создать любой материальный предмет. Из чего он его создаст? Из субстанции, наполняющей мир? Но он и есть та субстанция, и та субстанция не терпит, чтобы где-то она перешла в небытие, а где-то народилась. Для того должен произойти ряд процессов, над которым Бог никак не властен. Несмотря на утверждения Декарта во всемогуществе Бога, должно быть очевидным — из ничего ничто создано быть не может, должно сочетаться нечто, преобразующееся в третье.
Декарт проявил интерес к другому — к собственному телу. Как известно, человеческое тело не возникает из пустоты, оно — результат процессов, так или иначе связанных с заявленной в метафизике субстанцией. Важно понять другое, как субстанция, составляющая отдельного человека, способна различать изменения, с ним происходящие, и при этом не различать изменений, происходящих с другими людьми. И почему человек способен ощущать неприятные ощущения, когда некоторая часть его тела бывает от него отторгнута, причём на протяжении длительного времени, и не в месте прежнего сочленения, а вообще.
Мир полон недосказанного. Мало соотноситься с понимаемым, нужно разбираться и с остающимся вне пределов понимания. Если чему-то нет объяснения, это не означает, что оно никогда не будет объяснено. Когда-нибудь, сколько бы не потребовалось совершить открытий, человеку суждено раскрыть всякий постулат, аксиому или догмат, сделав то собственным достоянием. Само понимание метафизики должно быть разрушено, так как не полагается существовать чему-то, из чего исходит всё. Наоборот, путь философии лежит к доказательству, что как раз метафизика порождается текущими достижениями человеческого ума, и никак не иначе. Само представление о метафизике изменяется в тот момент, когда для человечества открывается новая истина.
Пока же, останавливаясь на воззрениях Декарта, приходится признавать — Рене оказался прав в существовании общей для всего мира субстанции, правда он не посчитал нужным данных субстанций вообразить множество. Возможно и существует единая, являющаяся связующей всего и вся, однако для её достижения человеку, скорее всего не получится дожить. Вместе с тем, научный прогресс достиг ощутимых результатов, обнаружив прежде невиданные субстанции, позволяющие проникать в прежде сокрытое. Изучение стало приобретать невиданный размах, задействуя прежде немыслимые способы познания действительности. И пока остаётся неизвестным, каким субстанциям предстоит быть открытыми. А самая главная субстанция — наполняющая всё и вся, прозываемая Декартом именем Бога — всё равно будет обнаружена. И тогда возникнет необходимость понять: возможно ли человеку распознать основной закон сущего.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: декарт размышления о первой философии критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, René Descartes Meditationes de Prima Philosophia in qua Dei existentia et animæ immortalitas demonstratur analysis, review, book, content, Meditations on First Philosophy in which the existence of God and the immortality of the soul are demonstrated, Meditation V Concerning the Essence of Material Things and Again Concerning God That He Exists, Meditation VI Concerning the Existence of Material Things and the Real Distinction between Mind and Body, Méditations métaphysiques, Méditation Cinquième De l’essence des choses matérielles et derechef de Dieu qu’il existe, Méditation Sixième De l’existence des choses matérielles et de la réelle distinction qui est entre l’âme et le corps de, Meditationen über die Erste Philosophie in welcher die Existenz Gottes und die Unsterblichkeit der Seele bewiesen wird, Fünfte Meditation Vom Wesen der materiellen Dinge,und nochmals von der Existenz Gottes, Sechste Meditation Vom Dasein der materiellen Dinge und von der realen Verschiedenheit des Geistes vom Körper, Razmyshleniya o pervoy filosofii v koikh dokazyvayetsya sushchestvovaniye Boga i razlichiye mezhdu chelovecheskoy dushoy i telom, O sushchnosti materialnykh veshchey i snova o Boge o tom chto on sushchestvuyet, O sushchestvovanii materialnykh veshchey i o realnom razlichii mezhdu umom i telom
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Рене Декарта