Фаддей Булгарин – Произведения 1825
Булгарин только входил в литературную жизнь. Он ещё не создал подлинно крупных произведений, хотя пытался к тому проявлять рвение. Вся его дальнейшая жизнь пройдёт через решето из почтительного уважения к творчеству у одной части читателей и полного отвращения — у другой. Отчасти Фаддей это предвидел. От твёрдо понимал — ему будет практически невозможно создать о себе благоприятное впечатление. Во многом это связано с его происхождением, в том числе и сомнительным для жителя России прошлым. Но и это являлось благом, поскольку имея разносторонние впечатления от доставшегося на его долю, Булгарин имел возможность трактовать происходящее на иной лад, для кого-то воспринимаемого в качестве критически ценного. Одним из произведений, позволяющим именно таким образом трактовать литературные труды Фаддея, стало повествование «Бедный Макар, или Кто за правду горой, тот истый ирой», согласно которому главному герою постоянно указывалось на его рождение близ границ Пруссии, вследствие чего его творческим изысканиям постоянно чинились препятствия.
Своего рода сходными по духу можно воспринимать рассказы «Воздушный шар Архипа Фаддеевича, или Утешения в горестях» и «Провинциал в обществе большого света», связанные единым персонажем. Читатель мог увидеть в них описание стремления уединиться от человечества. Впрочем, рассказ «Посещение доктора» немного исправлял такое мнение, ведь известно стремление людей существовать во имя превосходства собственной личности над интересами других. В качестве примера Булгарин привёл ситуацию, согласно которой трактовать отрицательное к себе отношение следует иначе. Как это происходит? Пусть Фаддей умел составлять слова в предложения и поражать читателя слогом, то если и служило показателем чего-то, оно лишь отражало возникающую в обществе зависть. И сомнительное происхождение становилось просто возможностью хоть в чём-то доказать личное превосходство над прекрасно излагающим мысли автором. Остаётся единственное — прописать завистникам воду с сиропом. То есть соглашаться с собственной никчёмностью, подслащивая чужую действительность.
В тему или нет, но за Булгариным осталась статья «Философическая история карманов». В которой Фаддей рассматривал феномен возникновения детали одежды не в качестве возникновения способности удобно переносить вещи, а в качестве инструмента для построения лжи. Проще говоря, кому нечего скрывать, тот не станет ничего прятать в карман. В свою очередь потомок Фаддея должен трактовать его позицию согласно выработанного о нём представления — он стремился быть открытым, остро воспринимал критику не по существу, из-за чего позволял чувствам превосходить рациональное осмысление сущего.
Говоря о рациональности, Булгарин написал ещё два произведения «Дёшево и дорого» и «Качели». Он размышлял о стоимости того или иного значения — в зависимости от необходимости им обладать или быть к нему причастным. Говоря же о стоимости, составил заметку «Беда от денег». Вроде бы говорят, что деньги становятся основным источником проблем. Но разве их отсутствие не становится источником проблем ещё больших? Говоря о проблемах, Фаддей размышлял и о центробежной силе в труде «Новый Физиономик, или Знать птицу по полёту, а молодца по ухваткам». В силу требуемых для него причин, Булгарин взялся думать о тех силах, что обладают способностью притягивать и отталкивать.
Из других произведений, написанных в 1825 году, нужно отметить следующие: Досуг и недосуг, Путь к богатству, Хладнокровное путешествие по гостиным. Как видно, Интерес Фаддея к определённой теме так и не сформировался. И не обязательно ему нечто мнилось, о чём приходится думать, невольно знакомясь с написанными им произведениями.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: булгарин бедный макар критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Faddey Bulgarin, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Фаддея Булгарина