Иван Аксаков «Славянский вопрос» (статьи 1864-65)

Иван Аксаков Собрание сочинений Том 1

Прежде разобранный славянский обзор перерос в славянский вопрос. Теперь на страницах газеты «День» Иван Аксаков поднял существенно важную для России тему — необходимость притягивать к себе славянские народы. Уже в 1864 году в двух статьях за март и за май Иван задумался о необходимости анализа статей из иностранной прессы. Допустим, пишет «Морнинг пост» про возможность возрождения Священного союза между Россией, Пруссией и Австрией. Тогда нужно понять, из каких побуждений в Англии размышляют именно об этом? И следует ли это обсуждать на серьёзном уровне? Или всё следует свести к идее космополитизма? В любом случае, Священный союз для России опасен в создавшемся положении, о чём Аксаков продолжил рассуждение.

Кажется, России вовсе без разницы дела Европы. Что толку от понимания происходящих там процессов? Пусть Пруссия отторгла от Дании Шлезвиг-Гольштейн, став ближе к объединению Германии под властью единого правителя. Надо ли предпринимать меры для выравнивания положения? Россия в любом случае сможет оказать сопротивление, выступи против неё хоть объединённая Германия, хоть вся Европа разом. Нет необходимости даже заключать союзы, так как Россия выстоит в одиночку. Но вот заручиться помощью прочих славян всё-таки не помешает, сугубо из желания недопущения с ними войны. Что следует делать? Вести деятельность по обучению подрастающих поколений у себя. Брать тех же турецких подданных славянского происхождения. Беда тут в том, что Россия периодически становится слабой, лишённая в таких случаях возможности оказывать помощь. И когда в очередной раз нужно помочь, допустим, Сербии и Черногории, чего-то постоянно не хватает. Быть может проблема кроется в строгом исполнении международных соглашений. Взявши обязательства, Россия старается их соблюдать, чего традиционно не делают британцы.

В ноябре 1865 года Аксаков задался целью понять, на каком языке славянам следует общаться между собой. Южные способны говорить на австрийском. Прочие — на немецком. На русском с ними разговаривать бесполезно. Разве только с поляками, которые и без того большей частью входили в состав Российской империи. Есть ещё венгры, по своему происхождению отчасти должные считаться за славянский народ. Прочие славяне, исторически разделённые между Австро-Венгерской империй и германскими государствами, тянутся в противоположные друг от друга стороны. Скорее следует говорить о неразрешимости внутренних противоречий, чем о способности найти общий язык. А если при этом Россия начнёт сближаться с Австрией и Германией, она скорее отдалит от себя входящие в них славянские народы.

В сорок первом, сорок третьем и сорок четвёртом номерах газеты «День» Аксаков разместил три статьи под заголовком «Договор Порты с Черногорией». Несмотря на размер страны, черногорцы имели твёрдый нрав противления Османской империи. Они потому и поселились в окрестностях горы Ловчен, загнанные туда по воле обстоятельств. Вполне очевидно, имейся лучшие возможности, быть черногорцам и дальше сербами, и жить в более благодатных местах. В своё время, при царе Николае, князем Черногории стал Данило, укрепивший позиции государства, предъявляя ряд требований Порте. Одно только Аксаков не стал сообщать — про ослабление позиций самой Османской империи, продолжавшей утрачивать положение на Балканах. Иван показал именно роль царя Николая, без участия которого Данило остался бы на позициях владыки Черногории, коим был предыдущий правитель. Приехав в Россию для рукоположения в сане митрополита, Данило, по воле Николая, отказался от сана, приняв княжеский титул. Раз у России есть такая способность влиять на славянские государства, этим следовало пользоваться и далее.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: аксаков славянский вопрос критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Aksakov, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Ивана Аксакова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *