Василий Шукшин «Позови меня в даль светлую» (1973)

Шукшин Позови меня в даль светлую

Не существует рецептов для жизни. Как не живи — всегда будешь вступать в противоречие с самим собой, с окружением и с обществом в целом. Особенно, если стремишься к чему-то, о чём прочие не мыслят. Ведь на каждый определённый момент существует такая же определённая точка зрения на должное быть. И не так просто переубедить в необходимости совершения перемен, порою воспринимаемых за необходимые. При этом получается, что радужные перспективы не настолько радужны, когда речь заходит о необходимости иного осмысления действительности. Нет, Шукшин не взялся философствовать о насущном, он просто решил показать, насколько сложно детям заявлять о праве на новое видение. Вместо воспоминаний о себе, с какими трудностями сталкивался он, Василий предпочёл дать пример в качестве повести «Позови меня в даль светлую».

На страницах произведения главный герой стремился к медицинской профессии. Ему хотелось стать человеком, кто способен на большее, нежели оставаться в числе жителей деревни. В качестве любопытства он мог прооперировать свинью, тогда как родные воспринимали это за нечто вроде жестокости. Они не могли понять, зачем совершается подобное, когда ничего к тому не побуждает. Дабы показать нагляднее, Шукшин позволил главному герою беседовать с дедом, благодаря чему получится раскрыть содержание в более полной мере.

Кажется, проще жить, зная о происходящих процессах. Почему человек пьянеет от алкоголя? Объясняется это отравляющим действием сивушного масла. Чем это облегчает понимание опьянения? Ничем. Но имея об этом знание, сумеешь добиться новых сведений, благодаря чему получится изучить не только физиологию человека, но и умение на неё влиять. Деду для этого дела нет, он осуждает главного героя. И тут возникает для читателя понимание ещё одной проблемы содержания — нежелание старшего поколения соглашаться с происходящими переменами. Как пример с телегой, в которой ехать приятнее и надёжнее, нежели на самолёте — пускай и быстро, зато не всегда живым.

Кем хотят видеть главного героя? Допустим, профессия водителя — нужная. А почему? Нет, не по причине её востребованности. Сугубо из-за доступа водителя к возможности приворовывать. В данном случае лучше стать судьёй или прокурором. Читатель волен возмутиться таким сравнениям. Впрочем, может имелся в том смысл, особенно в годы написания повести. Да и не говорил Шукшин, будто это так. Наоборот, Василий показывал, насколько представления родственников главного героя полны анахронизмов.

Ровного и цельного повествования Шукшин не предложил. Показав стремления главного героя, продолжил рассказывать при изменении обстоятельств в содержании. Для читателя становилось понятным, насколько мать главного героя желает обладать счастьем в сфере личных отношений, для чего ищет внимания понравившегося ей мужчины. Сделать этого, в присутствии ребёнка, она не может, поэтому отправляет сына к родственникам в другой населённый пункт. И уже там Шукшин продолжает показывать трудности восприятия, так как теперь главный герой попал в среду, где все к чему-то стремятся, на фоне чего он становится едва ли не серой вороной, стремящийся к тому же, но не имея похожей поддержки. Настолько это ему не понравится, что он предпочтёт искать встреч с матерью. И мать вскоре одумается, понимая, насколько сын важнее любых прочих причин: он и является её счастьем. Повествовать в подобном духе Василий мог бесконечно, остановившись на моменте, словно исчерпав слова для продолжения.

Повесть задумывалась в качестве сценария для экранизации, чего при жизни Шукшина не случилось.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: шукшин позови меня в даль светлую критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vasily Shukshin Call Me from Afar analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Василия Шукшина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *