Решад Нури Гюнтекин «Птичка певчая» (1922)

Решад Гюнтекин отдал всю жизнь работе в системе турецкого образования, поэтому не вызывает удивления, что главная героиня его первой книги «Птичка певчая» получила образование с уклоном во французский язык и стала преподавателем. Наблюдать за её карьерным продвижением — это тема для отдельного разговора, поскольку никакой конкретики тут не подразумевается. Во многом, главная героиня книги является своеобразным продолжателем традиций героинь Шарлотты Бронте, что также пропадали на чужбине, обучая своему родному языку. У Гюнтекина ситуация немного иная, но общий стиль повествования точно такой же. Гюнтекин также предвосхитил «Анжелику» Голонов, наделяя свою героиню сногсшибательной внешностью, дерзким нравом и чрезмерным чувством собственного достоинства.

Гюнтекин подошёл к написанию романа основательно, начиная с самых первых лет главной героини, отводя им добрую часть повествования. Именно там читатель узнает почему героиня получила прозвище Королёк, а потом на протяжении всей книги будет в этом только всё больше убеждаться. Действительно, главная героиня ловко порхает с места на место, постоянно щебечет, верна одному человеку, блюдёт свою честь и готова отстаивать свои права до последнего. Изредка будут проскальзывать нотки женственности, так несвойственные главной героине, которую впору сравнивать с девушкой, обладательницей мужского характера и такого же взгляда на окружающий мир. Трудно было, наверное, Гюнтекину примерять на себя образ женщины да додумывать за неё, пытаясь отыскать в каменной грудной клетке главной героини место для живого трепещущего от любви сердца.

Подумайте, Турция, где о равноправии женщин никто никогда не говорил. Совсем недавно Эрдоган в очередной раз подтвердил такое положение дел, указав женщинам на их место в обществе, когда они могут только помогать мужчинам, но никак не претендовать на что-то большее. А как с этим обстояло дело в начале XX века? Если верить Гюнтекину, женщины чувствовали себя вольготно, их даже не забивали камнями, как до сих пор делают в некоторых странах. Не стесняется главная героиня оголять спину и руки, распускать волосы и дерзить мужчинам. За это она, конечно, получит свою долю презрения, но ей это будет безразлично, поскольку красивая внешность всюду открывает дорогу.

Когда постоянно в тексте находишь упрёки вроде «мне пятнадцать лет и я уже засиделась в девках», а главная героиня при этом становится всё старше, когда же потом переваливает за тридцать лет, то ощущаешь какое-то чувство несоответствия. К героине относятся как к десятилетней, во всём ей потворствуя и исполняя все её прихоти. Впрочем, слишком сурово так говорить, не пытаясь смотреть на книгу в целом.

Свою долю славы первая книга Гюнтекина получила. И это хорошо. Её видимо легко приняло турецкое общество, хотя с трудом верится в возможность добрых отзывов о девушке, чьё поведение далеко от материнских идеалов о семье, и от карьерных тоже, тем более, если никакой карьеры нет, а жизнь просто идёт вперёд, когда героиня один раз сбежав из-под венца и постоянно меняя место работы, наконец-то погружается в будни сестры милосердия на Первой Мировой войне. Всюду Гюнтекин искал слова оправдания, стараясь свести вторую часть книги к благожелательному образу исправившейся и вставшей на истинный путь женщины. Это и объясняет финальную часть романа, в правдивость которой веришь ещё меньше, нежели в повествование первых глав.

Один плюс у книги: Турция — это действительно светское государство. Было так сто лет назад, будет и дальше.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: гюнтекин птичка певчая критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Reşat Nuri Güntekin, Çalıkuşu, The Autobiography Of A Turkish Girl, The Wren, analysis, review, book, content

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
Зелёная ночь
Мельница
«Городок» Шарлотты Бронте
«Дочь снегов» Джека Лондона
«Унесённые ветром» Маргарет Митчелл
«Неукротимая Анжелика» Анн и Сержа Голон
«Гнев ангелов» Сидни Шелдона

3 comments

  • Вполне читаемая книга о молодой женщине, которая пыталась убежать от своей любви, но в итоге к ней же и вернулась. Стоило ли столько времени бегать по миру, это вопрос. А вообще мужчины предают женщин без объяснения причин и логики, вот это уже не книжный роман, а реальная жизнь.

  • Это произведение о реалиях жизни. И, как говорится, от судьбы не убежишь. Если это твоя судьба, то как бы ты от нее не пытался уйти, ничего не выйдет. Все будет рано или поздно так, как предначертано.

  • Аватар Мил

    Очень интересно было прочитать про Турцию изнутри, посмотреть на самые отдаленные деревни, познакомиться с нравами и обычаями. Что было бы с беднягой Чалыкушу, если бы она была не так красива или из простой семьи. Такое отчаяние не раз поднималось в душе, но счастливая случайность помогала героине. Впрочем, когда вся твоя жизнь и поступки ведут к этому, нельзя назвать такие события случайностью.
    Что касается Кямрана, я не могу понять, как можно жениться на той, которая разрушила твою жизнь. Ведь Мюнневер отправила к Феридэ подругу накануне свадьбы, из-за чего девушка убежала, а горе обрушилось на семью. Поощрять ту женщину браком очень неправильно. Выходит, что можно совершить подлость безнаказанно и получить вознаграждение.

    Очень странно читать в рецензии trounin, которую сейчас комментирую, что героине за тридцать. Девушка убежала из дома в 19 лет, а прошло всего пять. Элементарная математика…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *