Александр Грин «Сто вёрст по реке» (1916)

Грин Рассказы

Грина ценят за проработку темы выдуманного им города — Зурбагана. Но, если судить по ранним рассказам, место это не отличалось побуждающим к романтическим мыслям. Отнюдь, Зурбаган — мрачный край, где происходят преступления против человека. Поэтому, Зурбаган таким и следует понимать — там случаются всевозможные непотребства. В жизни подобного происходит не меньше, только не всякий писатель согласится говорить открыто, опасаясь негативной реакции. А так, измыслив некий Зурбаган, Грин мог создавать любые истории. Достаточно того обстоятельства, что всё выдумано. Значит, автора не получится ни в чём уличить.

Рассказ «Сто вёрст по реке» продолжал обсуждать традицию, начатую Грином для любых обстоятельств, связанных с Зурбаганом. Читатель ещё не знал, кто перед ним. Однако, следовало понимать — не может человек куда-то спешить, готовый идти по головам, если нет угрозы его собственной безопасности. Герой повествования знает — за ним обязательно придут. Так ли важно, чем он провинился? Ответ будет отрицательным. Грин показал скорее историю отношений мужчины и женщины, представленных друг друга во время путешествия по реке.

Повествование начинается с происшествия на корабле — взорвался котёл, дальше судно двигаться не может. Как быть? Единственный человек уходит на поиски другого средства передвижения. Он куда-то спешит. Грин представляет ситуацию так, что идти некуда, и корабли другие сюда не заплывают. Получается, искать путь спасения нужно любым способом. А разве найдёшь возможность лучше, нежели разыскать местного жителя? Грин так и поступил, позволив герою повествования отдать за лодку всё, чем имел возможность расплатиться, и всё равно ему не хватало. Вот тут и появляется новый персонаж — девушка, желающая с той же поспешностью выбраться из заточения на корабле. Они заключают устное соглашение. Последующее повествование — рой женских мыслей, из-за чего читатель даже будет склонен думать, будто Грин решил поучаствовать в полемике вокруг женщин, желающих отстаивать право на полноценное участие в жизни общества.

Девушка у Грина кажется всегда устремлённой вперёд, она не боится испытаний, при этом постоянно находится в тревожном состоянии. Соглашаясь отправиться на лодке по реке с неизвестным мужчиной, должна была понимать, к чему это приведёт. Грин старательно обыгрывал такие мотивы. Девушка боялась спать, когда спутник находился в непосредственной близости. Более того, при таком же обстоятельстве она не могла принимать пищу, может в силу физических комплексов, либо ущербности в психическом развитии. Кроме того, девушка находится под давлением навязчивых мыслей. ей кажется — спутник может наброситься на неё и изнасиловать.

А каких мыслей придерживался герой повествования? Он на дух не переносил противоположный пол. Для него женщина — это жадное до всего существо, чрезмерно жестокое. Он видел в женщине одно разрушительное начало, не признавая за нею стремление к созиданию. Если с чем и может он сравнить женщину — с буйством неуправляемой стихии. Поэтому герою повествования было мало дела до предположений спутницы, а о насилии и вовсе не задумывался — таких стремлений не имел.

Вполне очевидно, между героем и героиней повествования завяжутся тёплые отношения, они друг другом проникнутся. Прочее в рассказе — авторская воля. Грин мог окончить их совместный путь в Зурбагане, разведя по разные стороны, или свести.

Датировка написания рассказа остаётся под сомнением. По утверждениям современников, Грин мог работать над ним вплоть до 1912 года. Первая публикация состоялась в седьмом-восьмом выпуске журнала «Современный мир» за 1916 год. После Грин не раз возвращался к рассказу, публикуя в различных сборниках.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: грин сто вёрст по реке критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Grin, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Александра Грина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *