Александр Грин — Рассказы 1914

Грин Рассказы

За почти сухим перечислением творческого пути Грина, не видишь, что происходило в его жизни. Подверженный желанию развеять скуку, Александр доводил жену до бешенства, вследствие чего последовал развод. Вскоре умер отец Грина. Это должно было сказаться на творчестве, и похоже Александр забывался, уходя от действительности в придумываемые им обстоятельства.

В третьем выпуске «Синего журнала» опубликован рассказ «Мёртвые за живых», проходящий незаметно на фоне следующего произведения из девятого выпуска — «Загадка предвиденной смерти». Человека приговорили к казни через отсечение головы, он томится в ожидании неизбежного, представляя, каким образом лезвие топора вонзится в шею. К нему зашёл начальник тюрьмы и объявил об отмене приговора, но всё должно пройти так, будто казнь произведут. Этот рассказ оказывал интересное воздействие на читателя, знающего, к каким уловкам прибегают палачи, чтобы успокоить жертву. Ощущение этого будет нарастать, пока у главного героя повествования не остановится сердце, поскольку он верил и не верил, утомившийся от волновавших его переживаний. Так казнят приговорённого или нет? Не так важно — он сам умрёт на плахе от разрыва сердца. В двадцать девятом выпуске «Синего журнала» Грин опубликовал рассказ «Эпизод из взятия форта Циклоп» (он же «Эпизод при взятии форта Циклоп»).

Ещё рассказ из «Синего журнала» за 1914 год — мрачное повествование «Легенда войны». Существует предание о польском офицере, без сожаления кромсавшем людей, способном перерезать горло детям. Однажды к нему пришла мстить одна из таких жертв.

В пятом выпуске еженедельника «Отечество» — рассказ «Повесть, оконченная благодаря пуле». В седьмом выпуске — рассказ «Судьба, взятая за рога». Грин после перерабатывал опубликованные варианты, изменяя детали, обстоятельства и имена.

В четырнадцатом выпуске журнала «Аргус» — рассказ «Земля и вода». В двадцать втором выпуске — рассказ «Происшествия в квартире г-жи Сериз». Александр посчитал нужным построить повествование вокруг фигуры известного в прошлом авантюриста — графа Калиостро.

С августа Грин сотрудничал с «Новым Сатириконом», размещая в издании стихи и басенные сюжеты. Почти всё из опубликованного ныне считается библиографической редкостью. На страницах издания вышло следующее: «Военный лётчик», «Отрывок из Фауста», «Знай наших», «Журналист в беде», «Турецкий сентимент», «Страдалец».

Для сборника «Война и герои» Александр написал стихотворение «Военный узор», состоящее из шести разделов: «Выступление», «Дорога», «Привал», «Палатка», «Ночь», «Бой». Читатель может приметить некоторое сходство с пушкинской «Полтавой», если браться за рассмотрение непосредственного придерживания манеры исполнения. Грин показал быт солдат на войне, находящихся то на привале, то на марше, непременно вступающие в бой, где с одной стороны видят французов, а с другой — немцев.

В утреннем выпуске «Биржевых ведомостей» от одиннадцатого октября опубликован рассказ «Забытое» (он же «Воспоминание на экране»). Читателю предлагалось познакомиться с новатором в кинематографе. Так как это новое для человека искусство стремительно развивалось, возникали идеи, требующие воспроизведения на экране. До сих пор никто не снимал настоящий бой. Загоревшись этой идеей, режиссёр отправился на поля сражений вместе с оператором. Во время боя он не понял, каким образом потерял сознание. Выяснить удалось на первом показе кинофильма. Он уже знал, оператор в том сражении погиб. Теперь режиссёр видел, как происходил бой, как пал рядом сражённый солдат, и только теперь ему стало понятно, какое чувство им тогда завладело — он схватил оружие и бросился на врага, вследствие чего и получил контузию. По сравнению с данным повествованием, совершенно теряется фельетон из выпуска за пятнадцатое октября — «В защиту немцев».

Специально для журнала «Геркулес» Грин написал рассказ «И для меня придёт весна», сложив повествование про сибиряка. С девятого на десятый выпуск публиковался рассказ «Огненная стрела» (другие названия «Редкий фотографический аппарат» и «Предательское пятно»). Александр вновь упоминал Зурбаган. Под псевдонимом Эльзы Моравской в одиннадцатом выпуске разместил рассказ «Как силач Ганс Пихгольц сохранил алмазы герцога Померси» (другие названия «Как Ганс Пихгольц спас алмазы герцога Померси» и «Покаянная рукопись»).

В семнадцатом выпуске журнала «Война» — рассказ «Тайны руки». Для этого же журнала был написан рассказ «Поединок», опубликованный два года спустя.

Следующие рассказы считаются библиографической редкостью: «Без публики», «Испорченный аппетит», «Как силач Рыжий Джон боролся с королём», «На волоске», «Один из многих», «Совесть заговорила», «Со ступеньки на ступеньку: 5 речей», «Странное происшествие на маскараде», «Три брата», «Урбан Грац принимает гостей» (он же «Мой дом»), «Чёрный хрусталь сипая».

Упомянем ещё дополнительно ответы Грина для первого выпуска «Синего журнала» для раздела «Что будет через 200 лет. Русские выдающиеся люди о спорте». Александр не стал строить фантастических предположений, человек будет таким же, деревьев не останется, реки исчезнут или переменят течение, человечество станет более грубым.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: грин забытое критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Grin, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Александра Грина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *