Константин Паустовский – Заметки и выступления 1917-39

Паустовский Искусство и революция

Как и любой писатель, Паустовский постоянно составлял заметки. Литературный процесс того требует, чтобы писатель о чём-то рассказывал. Большинство заметок Константина не отличаются размером, скорее они очень короткие. Поэтому и говорить о них нужно с той же краткостью, раскрывая содержание. Как пример, первая предлагаемая к рассмотрению заметка – “Искусство и революция”, опубликованная в еженедельнике “Народный вестник” за 1917 год. Константин передал её суть, сказав, что благодаря искусству человек является человеком. Заметка от 1919 года, написанная к пятидесятилетию рождения Максима Горького, называлась “Большой человек”, должна была быть опубликована в журнале “Театр”, чего не состоялось. Читатель смог с нею ознакомиться в журнале “Вопросы литературы” за 1969 год. Причина отказа в публикации вполне может быть установлена – обилие слов при отсутствии содержательности. Надо помнить, Паустовский входил в мир печатного слова, он пока ещё учился писать.

Заметка “Приморские встречи” раскрывала характер одесских писателей – Ульяновского и Ловенгарда. Датируется она 1930 годом, публикация состоялась в 1958 году – в авторском шеститомном собрании сочинений. Для первого выпуска изогазеты “Бригада художников” за 1931 год Константин написал заметку “Жизнь на клеёнке”, сообщив о жизненных мытарствах Нико Пиросманишвили, удостоившегося внимания лишь посмертно. Для журнала “Наши достижения” за 1933 год написана заметка “Документ и вымысел” – затрагивалась тема предпочтений Стендаля. Оказывается, этот французский писатель воспринимал рукописи за произведение искусства. И когда он переписывал их в собственных произведениях, его обвиняли в плагиате. Для “Литературной газеты” за 1935 год написана заметка об Эдуарде Багрицком “Молодость”. Довелось Паустовскому идти с ним вместе, внимать его фантазиям о встречных людях, к чему Багрицкий проявлял стремление. Получалось у него это замечательно.

От 1935 года сохранилась стенограмма речи Константина из обсуждения повести “Колхида” в Гослитиздате. Публикация состоялась в 1968 году в приложении газеты “Известия”. Паустовский брался объяснить, как он вообще пишет произведения. Во-первых, у него имелся первоначальный план. Придерживаться оного он не смог. Во-вторых, так и не сумел определиться с жанром произведения. “Колхида” – это очерк? В-третьих, основная трудность – очень мало информации про регион, даже о Кара-Бугазе можно было больше найти. Заключал Константин речь уверенностью в необходимости писателю иметь дополнительную профессию, поскольку нельзя созидать, не покидая стены кабинета.

1936 годом датируется речь Константина о детской литературе, высказанная им на совещании ЦК ВЛКСМ, в том же году опубликованная в “Комсомольской правде” и в журнале “Детская литература”. Ставилась проблематика: почему советский писатель не создаёт литературу для детей. Оказывалось, желание есть! Нет другого – требуемой к вниманию темы. Есть и ещё одно затруднение – критический настрой взрослого читателя, готового поднять писателя на щит. Тогда же для журнала “Детская литература” Паустовским написана заметка “Рождение книги”, сообщалось о том, как Константин работает над “Чёрным морем”. Главное для него – замысел, появившийся ещё в детские годы, стоило увидеть Чёрное море. Вместе с тем, Паустовский пролил свет на замысел книги о том, каким образом писатели берутся за написание произведений. В том же 1936 году Константин готовил предисловие для книги “Летние дни”, в частности описывал писателя Рувима Фраермана. Публикация состоится уже посмертно – в журнале “Кругозор” от 1969 года под названием “Предательская осень”.

К шестидесятилетию Новикова-Прибоя в 1937 году для “Литературной газеты” написана заметка “Крепкая жизнь”. Говорил Паустовский с пафосом, всячески превознося жизнь и талант юбиляра, будто бы откровенно завидуя умело им написанной “Цусиме”. Через десять дней в “Литературной газете” вышла заметка “Содружество”, где Константин призывал советских писателей объединиться, писать полезную для общества литературу, а несогласных с подобным мнением к печати не допускать.

Про писателей Паустовский продолжил говорить в 1938 году. Для журнала “Детская литература” написана заметка “О замыслах и писательской болтливости”. Осудив тех, кто делится планами на творчество, оных не исполняя, Константин решил поведать о собственных замыслах. В том же году для газеты “Правда” написана заметка “Патриоты своего города” – нечто вроде обзора книг. Для “Литературной газеты” – заметка “Константин Симонов”, сообщив, как встречался с ним в запущенном саду.

В 1939 – добрый отзыв о постановке в МТЮЗе “Сказки” Светловым. Всё оказалось выдержано в старом стиле, атмосферы добавил скрип кресел, перебивавший голоса актёров. Заметка была опубликована в газете “Советское искусство”. В том же году для журнала “Октябрь” – заметка “Случай в маленьком городе”. Сообщалось о писателе, не сумевшем удовлетворить интерес инженера. Оказалось, писатель тот был слаб в искусстве. Нехорошо это – журил сам Паустовский. Писатель обязательно должен быть всесторонне развитым.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: паустовский искусство и революция критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Konstantin Paustovsky, analysis, review, book, content, Zametki i vystupleniya, Iskusstvo i revolyutsiya, Bolshoy chelovek, K 50-letiyu rozhdeniya Gorkogo, Primorskiye vstrechi, Zhizn na kleyonke, Niko Pirosmanishvili, Dokument i vymysel, Molodost, Ob Eduarde Bagritskom, Kak ya pisal Kolkhidu, O detskoy literature, Rozhdeniye knigi, Kak ya rabotad nad Chernym morem, Predatelskaya osen, Krepkaya zhizn, O Novikove-Priboye, Sodruzhestvo, O zamyslakh i pisatelskoy boltlivosti, Patrioty svoyego goroda, Konstantin Simonov, Skazka Svetlova v MTYU3, Sluchay v malenkom gorode

Это тоже может вас заинтересовать:
Перечень критических статей на тему творчества Константина Паустовского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *